С   А   М   А   Р   С   К   И   Й
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал  №23
 
 Главная
 Документы
 Технологии
 Позиция
 Олимп
 Психология
 Мы вместе
 Архив
 Контакты

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Татьяна Ивановна Ермолаева,
старший методист ОЦРДО СДДЮТ, старший
преподаватель кафедры педагогики и психологии СИПКРО


ОБНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Президент РФ Д. А. Медведев в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначил одним из самых важных направлений деятельности образовательных учреждений «обновление содержания и технологий образования для формирования конкурентоспособной личности».*

В «Приоритетных задачах развития образования до 2012 года», а также в рамках «Системы мер по реализации Модели «Российского образования - 2020» министр образования А. А. Фурсенко, предполагая внедрение в систему базового образования нового федерального стандарта второго поколения, представил новый взгляд на дополнительное образование детей и внеучебную деятельность, сказав, что «...развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» **. Особое место он отвел обновлению технологической сферы образования. Значительное расширение сферы дополнительного образования детей будет осуществляться через множество различных моделей, форм и технологий, ведущим среди которых будет создание портфолио. «Результаты ученика будут оцениваться не только по формализованным критериям, как, например, на ЕГЭ. Должна быть еще такая форма, как портфолио - сведения о внеучебных достижениях. Бонусы должен получать не только тот ученик, который знает школьные предметы. Может быть, он хорошо играет фуги Баха или хорошо бегает? Возникает возможность более полного понимания и оценки достижений ребенка» ***

В основных направлениях развития дополнительного образования детей, озвученных на Всероссийской научно-практической конференции «Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально-экономическом развитии региона» в октябре 2008 года, были представлены следующие направления, непосредственно касающиеся обновления формы и технологий:

  • Развитие интенсивных, дистанционных и сетевых форм и технологий дополнительного образования детей;

  • Развитие лидерских позиций у всех субъектов образования;

  • Развитие компетентностно-ориентированного образования;

  • Развитие личностной, социальной и профессиональной компетентности;

  • Воспитание толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта;

  • Формирование здорового и безопасного образа жизни;

  • Создание условий для самостоятельного доступа обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования, обеспечения вариативных образовательных траекторий;

  • Развитие детских общественных организаций, клубных объединений по интересам и способностям...»****.

В статье «Система дополнительного образования детей как предмет моделирования» А. В. Егоровой, заместителя начальника Управления учреждений образования и рештизации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования, кандидата педагогических наук обозначены «основные тенденции (направления) реформирования мировой образовательной системы. Она выделяет следующие тенденции:

  • Отказ от классической и переход к гуманистической (личностно-ориентированной) парадигме образования;

  • Изменения содержания образования, его демократизация, гуманизация и гуманитаризация, непрерывность, информатизация, широкое международное сотрудничество;

  • Компьютеризация; - перенос акцентов с усвоения определенной суммы знаний на выработку навыков информационного поиска, способностей к самообразованию;

  • Целенаправленное формирование навыков коллективной деятельности, общения и сотрудничества при решении образовательных задач;

  • Использование педагогических технологий, обеспечивающих получение гарантированного уровня образованности в соответствии с установленными стандартами» *****

14.) Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г, протокол № 47, раздел I).

15.) Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование» (утверждена Постановлением Правительства РФ, 2003г.).

16.) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

17.) Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 Л 2.2001 г. № 1756 - Р (п-2).

18. Национальная доктрина образования в РФ. (Утверждена Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. №751).

19. Целевая программа «Отечество». Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ№653/19-15 от 07.12.1998г.

8. Распорядительно-регламентирующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений Самарской области

1. Примерный перечень критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы работников УДОД. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 22.01.2009 г. № 8-од. 2. Методика расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области, перешедших на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области. Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года№ 430. 3. Об утверждении на 2009 год нормативов финансирования за счет средств областного бюджета образовательных учреждений. Постановление Правительства Самарской области от 12.09.2008 №3 80. 4. Региональная программа «Дети Самарской области». Постановление Правительства Самарской области от 12.09.2008 №382. 5. Методика расчета норм рабочего времени руководящих и педагогических работников для бюджетного финансирования. Постановление Правительства Самарской области от 31 ноября 2007 года № 230 (последняя редакция от 18 февраля 2009 года № 52). 6. Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2008г № 431 «Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, и утверждении методик расчета норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося (воспитанника)». Составитель: Татьяна Ивановна Ермолаева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии СИПКРО, старший методист ОЦРДО СДДЮТ Автор-составитель данного перечня имеет все тексты приведенных документов. В случае безрезультатных поисков в Интернете, можно обращаться по электронному адресу: tie@fligel.org «Дополнительное образование детей, - пишет А.В. Егорова, - по-прежнему остается особым образовательным пространством для ребенка, его саморазвития без заданных границ, пространство, не ограниченное государственным стандартом образования»6. Соответственно и технологии, методы, используемые педагогами, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной самостоятельной личности обучающегося. Анализ программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей как в рамках областных конкурсов учреждений дополнительного образования детей, авторских программ, педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», так и в рамках деятельности Рабочей группы по проблемам дополнительного образования детей Президиума научно-методического совета министерства образования и науки Самарской области показал, что наиболее важными в проблеме обновления содержания дополнительного образования по-прежнему являются следующие аспекты: - разработка инновационных технологий; - развитие авторских методик; - проектирование новых, возможно альтернативных систем образования; - использование эффективных форм образования; - повышение уровня профессионализма значительного числа авторов программ в области информационных, дистанционных, психолого-коррекционных, интеграционных, здоровьесберегающих и других актуальных на сегодняшний день технологий в системе дополнительного образования детей (далее СДОД). Изучение данной проблемы происходило в рамках деятельности курсов повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей, обобщения передового опыта массовой практики в масштабах УДОД области и отразило более глубинные противоречия: - между используемыми педагогами УДОД понятиями в области операционально-деятельностного, формообразующего терминологического аппарата и не всегда грамотно применяемыми значениями этих понятий; - между широко применяемыми в российской педагогике понятиями (например, «технология») и не однозначностью их понимания. Курс СИПКиПРО «Современные образовательные технологии в учреждениях дополнительного образования детей (далее УДОД)», являющийся составной частью программ повышения квалификации руководящих работников «Управление функционированием и развитием УДОД» (вариативные блоки по 36 часов) и педагогических работников «Методическое сопровождение инновационных направлений деятельности ОУДОД по развитию региональной системы образования» (государственный заказ, 72 часа) предусматривал организационно-деятельностную игру по применению работниками УДОД таких понятий, как «методика», «метод», «технология», «способ», «средства» и других понятий операционально-деятельностного аппарата программ. Эта незатейливая игра убедила работников УДОД Самарской области в том, что применяемая терминология требует особого осмысления, а также четкого осознания: кто, как, почему, в какой редакции, и под каким авторством применяет тот или иной научный термин. Для грамотного использования в образовательных программах терминологического аппарата необходимо обратиться к существующей нормативно-правовой базе о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей, в частности к: - приложению к письму Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. № 06-1844; - письму Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003г.№28-51-391/16; - письму Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от18.06.2003 г. №28-02-484/16, в соответствии с которыми одним из основных разделов программы является раздел «Формы, методы обучения и воспитания». Раздел «Формы и методы обучения и воспитания» представляет собой описание системы операционально-деятельностного (способы: приемы, методы, методики, техники, технологии) и формообразующего (теоретические и практические формы воспитания, обучения, развития личности) аспектов программы. Педагоги дополнительного образования чаще всего этот раздел описывают через такие подразделы, как: - «Методологическая основа обучения и воспитания»; - «Формы и методы (технологии), используемые при реализации программы» или «Средства и способы (в том числе формы, методы, технологии и другие способы) образования»; - «Формы организации (индивидуальной, групповой, фронтальной и др.) деятельности обучающихся»; - «Формы контроля и критерии оценки»; - «Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности». Педагог дополнительного образования, создавая эти разделы, учитывает существующую взаимосвязь содержательных, формообразующих, деятельностных и концептуальных аспектов программы или «Формы и методы обучения и воспитания» представляет собой описание системы операционально-деятельностного (способы: приемы, техники, технологии, методы, методики, методологии и т.п.) и формообразующего (теоретические и практические формы воспитания, обучения, развития личности) аспектов программы, организации индивидуальной, групповой, фронтальной и другой деятельности обучающихся.


На главную, Наверх, Обратная связь


Hosted by uCoz