ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Татьяна Ивановна Ермолаева,
старший методист ОЦРДО СДДЮТ, старший
преподаватель кафедры педагогики и психологии СИПКРО
ОБНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Президент РФ Д. А. Медведев в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначил одним из самых важных направлений деятельности образовательных учреждений «обновление содержания и технологий образования для формирования конкурентоспособной
личности».*
В «Приоритетных задачах развития образования до 2012 года», а также в рамках «Системы мер по реализации Модели «Российского образования - 2020» министр образования А. А. Фурсенко, предполагая внедрение в систему базового образования нового федерального стандарта второго поколения, представил новый взгляд на дополнительное образование детей и внеучебную деятельность, сказав, что «...развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования»
**. Особое место он отвел обновлению технологической сферы образования. Значительное расширение сферы дополнительного образования детей будет осуществляться через множество различных моделей, форм и технологий, ведущим среди которых будет создание портфолио. «Результаты ученика будут оцениваться не только по формализованным критериям, как, например, на ЕГЭ. Должна быть еще такая форма, как портфолио - сведения о внеучебных достижениях. Бонусы должен получать не только тот ученик, который знает школьные предметы. Может быть, он хорошо играет фуги Баха или хорошо бегает? Возникает возможность
более полного понимания и оценки достижений ребенка» ***
В основных направлениях развития дополнительного образования
детей, озвученных на Всероссийской научно-практической
конференции «Роль и место учреждений дополнительного образования
детей в социально-экономическом развитии региона» в октябре 2008
года, были представлены следующие направления, непосредственно
касающиеся обновления формы и технологий:
-
Развитие интенсивных, дистанционных и
сетевых форм и технологий дополнительного образования детей;
-
Развитие лидерских позиций у всех субъектов
образования;
-
Развитие компетентностно-ориентированного образования;
-
Развитие личностной, социальной и профессиональной компетентности;
-
Воспитание толерантности, миролюбия, диалога
культур и психологического комфорта;
-
Формирование здорового и безопасного образа
жизни;
-
Создание условий для самостоятельного доступа
обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования, обеспечения вариативных образовательных траекторий;
-
Развитие детских общественных организаций, клубных объединений по интересам и способностям...»****.
В статье «Система дополнительного образования детей как предмет моделирования» А. В. Егоровой, заместителя начальника Управления учреждений образования и рештизации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования, кандидата педагогических наук обозначены «основные тенденции (направления) реформирования мировой образовательной системы. Она выделяет следующие тенденции:
-
Отказ от классической и переход к гуманистической (личностно-ориентированной) парадигме образования;
-
Изменения содержания образования, его демократизация, гуманизация и гуманитаризация, непрерывность, информатизация, широкое международное сотрудничество;
-
Компьютеризация;
- перенос акцентов с усвоения определенной суммы знаний на выработку навыков информационного
поиска, способностей к самообразованию;
-
Целенаправленное формирование навыков коллективной деятельности, общения и сотрудничества при
решении образовательных задач;
-
Использование педагогических технологий, обеспечивающих получение гарантированного уровня образованности в соответствии с установленными стандартами» *****
14.) Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г, протокол № 47, раздел I).
15.) Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование» (утверждена Постановлением Правительства РФ, 2003г.).
16.) Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования. (Утверждена приказом
МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).
17.) Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением
Правительства РФ от 29 Л 2.2001 г. № 1756 - Р (п-2).
18. Национальная доктрина образования в РФ. (Утверждена Постановление Правительства РФ от
04.10.2000г. №751).
19. Целевая программа «Отечество». Письмо Министерства общего и профессионального образования
РФ№653/19-15 от 07.12.1998г.
8. Распорядительно-регламентирующие
нормативно-правовые акты,
регулирующие деятельность
образовательных учреждений Самарской
области
1. Примерный перечень критериев, позволяющих
оценить результативность и качество работы работников УДОД. Приказ министерства образования и науки
Самарской области от 22.01.2009 г. № 8-од.
2. Методика расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на реализацию дополнительных
общеобразовательных программ в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области, перешедших на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области. Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года№ 430.
3. Об утверждении на 2009 год нормативов финансирования за счет средств областного бюджета образовательных учреждений. Постановление Правительства
Самарской области от 12.09.2008 №3 80.
4. Региональная программа «Дети Самарской области». Постановление Правительства Самарской области
от 12.09.2008 №382.
5. Методика расчета норм рабочего времени руководящих и педагогических работников для бюджетного
финансирования. Постановление Правительства Самарской области от 31 ноября 2007 года № 230 (последняя
редакция от 18 февраля 2009 года № 52).
6. Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2008г № 431 «Об оплате труда работников
подведомственных министерству образования и науки
Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования
и науки, и утверждении методик расчета норматива
бюджетного финансирования на одного обучающегося
(воспитанника)».
Составитель: Татьяна Ивановна Ермолаева,
старший преподаватель кафедры педагогики
и психологии СИПКРО,
старший методист ОЦРДО СДДЮТ
Автор-составитель данного перечня имеет все тексты приведенных документов. В случае безрезультатных поисков в Интернете, можно обращаться по электронному адресу: tie@fligel.org
«Дополнительное образование детей, - пишет А.В. Егорова, - по-прежнему остается особым образовательным пространством для ребенка, его саморазвития без заданных границ, пространство, не ограниченное государственным стандартом образования»6. Соответственно и технологии, методы, используемые педагогами, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной самостоятельной личности обучающегося.
Анализ программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей как в рамках областных конкурсов учреждений дополнительного образования детей, авторских программ, педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», так и в рамках деятельности Рабочей группы по проблемам дополнительного образования детей Президиума научно-методического совета министерства образования и науки Самарской области показал, что наиболее важными в проблеме обновления содержания дополнительного образования по-прежнему являются следующие аспекты:
- разработка инновационных технологий;
- развитие авторских методик;
- проектирование новых, возможно альтернативных
систем образования;
- использование эффективных форм образования;
- повышение уровня профессионализма значительного числа авторов программ в области информационных, дистанционных, психолого-коррекционных, интеграционных, здоровьесберегающих и других актуальных
на сегодняшний день технологий в системе дополнительного образования детей (далее СДОД).
Изучение данной проблемы происходило в рамках деятельности курсов повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей, обобщения передового опыта массовой практики в масштабах УДОД области и отразило более глубинные противоречия:
- между используемыми педагогами УДОД понятиями в области операционально-деятельностного, формообразующего терминологического аппарата и не всегда грамотно применяемыми значениями этих понятий;
- между широко применяемыми в российской педагогике понятиями (например, «технология») и не однозначностью их понимания.
Курс СИПКиПРО «Современные образовательные технологии в учреждениях дополнительного образования детей (далее УДОД)», являющийся составной частью программ повышения квалификации руководящих работников «Управление функционированием и развитием УДОД» (вариативные блоки по 36 часов) и педагогических работников «Методическое сопровождение инновационных направлений деятельности ОУДОД по развитию региональной системы образования» (государственный заказ, 72 часа) предусматривал организационно-деятельностную
игру по применению работниками УДОД таких понятий, как «методика», «метод», «технология», «способ», «средства» и других понятий операционально-деятельностного аппарата программ. Эта незатейливая игра убедила работников УДОД Самарской области в том, что применяемая терминология требует особого осмысления, а также четкого осознания: кто, как, почему, в какой редакции, и под каким авторством применяет тот или иной научный термин.
Для грамотного использования в образовательных программах терминологического аппарата необходимо обратиться к существующей нормативно-правовой базе о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей, в частности к:
- приложению к письму Минобрнауки России «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- письму Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в
учреждениях дополнительного образования детей» от
20.05.2003г.№28-51-391/16;
- письму Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей»
от18.06.2003 г. №28-02-484/16, в соответствии с которыми
одним из основных разделов программы является раздел «Формы, методы обучения и воспитания».
Раздел «Формы и методы обучения и воспитания» представляет собой описание системы операционально-деятельностного (способы: приемы, методы, методики, техники, технологии) и формообразующего (теоретические и практические формы воспитания, обучения, развития личности) аспектов программы. Педагоги дополнительного образования чаще всего этот раздел описывают через такие подразделы, как:
- «Методологическая основа обучения и воспитания»;
- «Формы и методы (технологии), используемые при
реализации программы» или «Средства и способы (в
том числе формы, методы, технологии и другие способы) образования»;
- «Формы организации (индивидуальной, групповой, фронтальной и др.) деятельности обучающихся»;
- «Формы контроля и критерии оценки»;
- «Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности».
Педагог дополнительного образования, создавая эти разделы, учитывает существующую взаимосвязь содержательных, формообразующих, деятельностных и концептуальных аспектов программы или «Формы и методы обучения и воспитания» представляет собой описание системы операционально-деятельностного (способы: приемы, техники, технологии, методы, методики, методологии и т.п.) и формообразующего (теоретические и практические формы воспитания, обучения, развития личности) аспектов программы, организации индивидуальной, групповой, фронтальной и другой деятельности обучающихся.