|
ПОЗИЦИЯ
Александра Александровна Логинова,
заместитель директора по социально-педагогической работе Центра внешкольной работы Железнодорожного района г.о. Самара,
Антонина Фёдоровна Затейкина,
главный методист Центра внешкольной работы Железнодорожного района г.о. Самара
МОНИТОРИНГ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОЦИУМА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГО. САМАРА
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Одна из главных особенностей системы дополнительного образования детей, а именно ее добровольный характер, обуславливает необходимость постоянной обратной связи с реальными и потенциальными потребителями ее услуг - детьми и их родителями, мониторинга соответствия её состояния интересам и потребностям социума. Каковы сегодня потребности потенциальных потребителей услуг (детей и их родителей), которые может удовлетворить наше образовательное учреждение дополнительного образования детей? Попытка осмысления данной проблемы привела нас к необходимости проведения исследовательской работы в данном направлении.
Исходя из этой необходимости, а также для организации более эффективной работы ЦВР. Железнодорожного района г.о. Самары в январе 2009 года сотрудниками организационно-методического отдела Центра был проведён анкетный опрос среди детей и родителей, проживающих в Железнодорожном районе. Всего было опрошено 209 учащихся 5-11 классов и 174 родителя детей в возрасте от 4 до 16 лет.
Результаты опроса показали, что система дополнительного образования детей остро востребована потребителями. Так 85,2% (от общего числа опрошенных) учащихся отмечают необходимость существования различных кружков и секций для детей своего возраста. Большинство родителей (84,1%, от числа ответивших на вопрос) также считает, что занятия в кружках и секциях необходимы сегодня детям. При этом родители считают, что в первую очередь организацией досуга подростков и молодёжи должны заниматься они, во вторую - специальные учреждения и организации, в третью - сами дети и только потом школа и детсад. Дети же в организации своего досуга ставят специальные учреждения на первое место.
О существовании в районе специальных центров и клубов знают 89,1 % родителей и 83,3% детей (от общего числа опрошенных).
Какие же центры, клубы и коллективы района известны родителям и детям? На этот вопрос ответило 64,9% родителей и 70,3% учащихся (от общего числа опрошенных). Респонденты указали следующие клубы и центры:
Таблица № 1.
Основные центры, клубы и коллективы района,
известные детям и родителям (в % к общему
количеству опрошенных)
Клубы и центры |
Дети |
Родители |
ЦВР |
29,2 |
33,3 |
Клуб "Огонек" |
5,3 |
16,7 |
Музыкальные школы |
5,7 |
6,8 |
СК "Локомотив" |
5,7 |
4,6 |
Спортивные школы, секции |
9,1 |
4,6 |
СЮТ |
4,3 |
2,9 |
Школа искусств |
0,5 |
2,9 |
Школа в которой учится ребенок |
3,8 |
2,9 |
Клуб "Мастерок" |
- |
1,7 |
"Солнышко" |
- |
1,7 |
Клуб "Лидер" |
6,7 |
1,7 |
ЦХТ "Восход" |
- |
1,7 |
Клуб "Алые паруса" |
0,5 |
1,7 |
Художественная школа "Радуга" |
2,9 |
1Д |
Бассейн |
1,0 |
1,1 |
Клуб "Улий" |
0,5 |
1Д |
Клуб "Твои друзья" |
4,3 |
1,1 |
Клуб "Фантазеры" |
1,9 |
0,6 |
Художественные школы (№1 и др.) |
1,9 |
- |
Хореографическая школа, танцевальные
студии |
8Д |
- |
Театральные студии |
1,4 |
- |
Филейно-гипюрная вышивка |
1,4 |
- |
Следует отметить, что на дополнительные базы функционирования детских объединений ЦВР и его коллективы указали 24,7% родителей и 25,4% детей (от общего числа опрошенных).
По данным опроса 87,9% родителей отметили, что их дети занимаются в различных кружках и секциях. Среди детей эта цифра составила 89,1% (от общего числа опрошенных).
Большинство родителей (85,7%), чьи дети не занимаются в УДО (потенциальных потребителей услуг), хотели бы этого. Среди детей такое желание выразили только 48,1 % школьников 5- 11 классов.
Все родители (100%), чьи дети не занимаются в УДО, ответили на вопрос о том, в каких кружках и секциях они бы хотели, чтобы занимался их ребенок. Среди детей эта цифра составила 88,5% (от общего числа детей, не занимающихся в кружках). По основным направлениям деятельности УДО данные распределились следующим образом:
Таблица 2
Направления деятельности УДО и кружки, выбираемые потенциальными потребителями (в % к общему количеству ответов на вопрос)
Направление, кружок |
Дети |
Родители |
ЦВР* |
Эстетическо-художественное |
32,5 |
27,3 |
33,6 |
Спротивно-оздоровительное |
40,5 |
59,1 |
6,0 |
Декоративно-прикладное |
- |
4,5 |
22,2 |
Военно-партиотическое |
- |
- |
0,8 |
Туристико-краеведческое |
2,7 |
- |
1,6 |
Техническое |
5,4 |
- |
- |
Эколого-биологическая |
- |
- |
3,7 |
Социальной адаптации |
10,8 |
9,1 |
19,3 |
Культурологическое |
- |
- |
10,8 |
Углубленное изучение общеобразовательных
предметов |
- |
- |
- |
Комплексное раннее развитие |
- |
- |
2,0 |
Иностранные языки |
- |
- |
- |
Компьютер |
8,1 |
- |
- |
Другие |
- |
- |
- |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
* Данные о распределении детского контингента ЦВР по основным направлениям работы учреждения в 2007- 2008 учебном году приведены в таблицах №2 - №4 для получения сравнительной информации о предпочтениях детей и родителей.
По мнению родителей, приоритетными направлениями работы УДО должны быть, прежде всего, кружки и секции, направленные на физическое и духовное развитие детей (78,7% от общего числа опрошенных). На второе место родители поставили кружки и секции, формирующие профессиональные ориентации ученика (23,6%). На третье - молодежные объединения, подростковые клубы, в которых дети могли бы общаться и заниматься совместной деятельностью (22,4%). Далее идут кружки по углубленному изучению школьных предметов (16,7%) и по подготовке детей к школе (5,2%).
Родителям было предложено высказать мнение о том, чем, на их взгляд, хотели бы заниматься их дети. Распределение ответов приведено в таблице № 3.
Детям также было предложено высказать свое мнение о том, какие кружки, секции и т.п. нужны современной молодежи. Распределение ответов в соответствии с основными направлениями деятельности УДО приведено в таблице №3:
Таблица №3
Основные направления деятельности УДО, кружки и секции по степени привлекательности для детей
(в % к общему количеству ответов на вопрос)
Направление, кружок |
Дети |
Родители |
ЦВР |
Эстетическо-художественное |
34,2 |
39,3 |
33,6 |
Спротивно-оздоровительное |
28,4 |
27,3 |
6,0 |
Декоративно-прикладное |
4,7 |
9,5 |
22,2 |
Военно-партиотическое |
1,8 |
- |
0,8 |
Туристико-краеведческое |
3,2 |
- |
1,6 |
Техническое |
2,5 |
- |
- |
Эколого-биологическая |
3,3 |
3,6 |
3,7 |
Социальной адаптации |
5,6 |
2,4 |
19,3 |
Культурологическое |
1,6 |
- |
10,8 |
Углубленное изучение общеобразовательных
предметов |
- |
1,2 |
- |
Комплексное раннее развитие |
- |
- |
2,0 |
Иностранные языки |
5,9 |
6,0 |
- |
Компьютер |
6,8 |
8,3 |
- |
Другие |
2,0 |
2,4 |
- |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
Для более полного представления о соответствии услуг, предоставляемых ЦВР, потребностям жителей района, родителям и детям было предложено выбрать из реальных и потенциальных кружков и секций ЦВР наиболее предпочтительные для них. По основным направлениям деятельности результаты распределились следующим образом:
Таблица №4
Основные направления деятельности ХДО, кружки и секции по степени привлекательности для детей и
родителей (прожективная ситуация) (в % к общему количеству ответов на вопрос)
Направление, кружок |
Дети |
Родители |
ЦВР |
Эстетическо-художественное |
30,9 |
43,8 |
33,6 |
Спротивно-оздоровительное |
28,7 |
18,0 |
6,0 |
Декоративно-прикладное |
8,7 |
8,6 |
22,2 |
Военно-партиотическое |
- |
- |
0,8 |
Туристико-краеведческое |
3,0 |
1,9 |
1,6 |
Техническое |
1,1 |
0,9 |
- |
Эколого-биологическая |
6,0 |
1,6 |
3,7 |
Социальной адаптации |
9,8 |
5,2 |
19,3 |
Культурологическое |
- |
- |
10,8 |
Углубленное изучение общеобразовательных
предметов |
1,2 |
1,4 |
- |
Комплексное раннее развитие |
- |
3,0 |
2,0 |
Иностранные языки |
4,2 |
10,5 |
- |
Компьютер |
6,4 |
5,1 |
- |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
Следует отметить, что в набор предоставляемых ЦВР услуг входят все основные направления, характерные для многопрофильных УДО. Основной набор коллективов рассчитан на детей, начиная с 5 класса.
Лидерами по посещаемости являются следующие направления: эстетико-художественное (33,6%), декоративно-прикладное (22,2 %), социальной адаптации (16,4 %) и культурологическое (10,8%). Мало представлено спортивное направление (6,0%) и практически не представлено военно-патриотическое (0,8%).
Кроме того, статистика посещаемости ЦВР показывает, что при большом спросе на спортивные секции это направление занимает лишь пятое место по посещаемости, причем значительно отставая от художественно-эстетического направления, занимающего первое место.
Этот факт, вероятно, можно объяснить тем, что окружающий социум составляет конкуренцию ЦВР в
привлечении потребителей услуг дополнительного образования в рамках данного направления. Дети и родители выбирают специализированные учреждения спортивного направления, где можно получить более профессиональную подготовку (СК «Локомотив», спортивные школы, расположенные как на территории Железнодорожного района, так и в близлежащих районах города и т.п.).
Вызывает интерес второе место по посещаемости декоративно-прикладного и четвертое место культурологического направлений, так как они слабо заявлены в потребностях детей и родителей на услуги УДО. Вероятно, опыт работы этих направлений следует изучить и по возможности распространить на другие направления деятельности ЦВР.
В заключение следует отметить, что набор услуг, который является наиболее востребованным у детей и родителей, подтверждает картину, данную многими другими исследованиями. Из традиционных направлений дети хотят заниматься в спортивных секциях, хореографических, музыкальных и художественных школах. Актуальными остаются занятия в компьютерных клубах и клубах иностранных языков. Набирает силу направление социальной адаптации, в рамках которого дети могут научиться общению, сформировать и развить свои лидерские качества, и получить начальную профессиональную подготовку.
Все это необходимо для их успешного жизненного самоопределения.
Подводя итог работы по исследованию востребованности деятельности нашего образовательного учреждения, можно сделать вывод, что сегодня, как никогда, детям и их родителям необходимо получение качественного дополнительного образования, которое отвлекало бы подростков от негативного влияния уличной среды.
На главную,
Наверх,
Обратная связь
|