С   А   М   А   Р   С   К   И   Й
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал  №23
 
 Главная
 Документы
 Технологии
 Позиция
 Олимп
 Психология
 Мы вместе
 Архив
 Контакты

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 


 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 1995 г. № 233
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 №470,
от 01.022005 №49,от 07.12.2006 №752, от 10.03.2009 №216)


Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» в части утверждения Временного положения о внешкольном учреждении в РСФСР.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. № 233

 



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 №49,от 07.12.2006 №752,от 10.03.2009 №216)

I. Общие положения

1.) Настоящее Типовое положение регулирует деятельность следующих государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:

  • Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

  • Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

  • Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

  • Станции юных натуралистов, детского (юношеского) техническою творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

  • Детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

  • Детско-юношеские спортивные школы:

  • Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

  • Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.


Консультант Плюс. Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.12 2006 № 752.


2.) Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного, (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 №752)

2'.) Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональною самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 8 лет;

  • Адаптация их к жизни в обществе;

  • Формирование общей культуры; организация содержательного досуга;

  • Удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом, (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752).


3.) По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие при работе таких объединений и организаций, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752).


4.) В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических, партий. общественно-политических и религиозных движений и организаций.


5.) Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и иностранными, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).


6.) Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.


7.) Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется уставом учреждения.


8.) Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

II. Организация учреждения

9.) Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации,  (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 07.12.2006 .№ 752).
     Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 № 752.

10.) Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752)

11.) Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 №752).

12.) Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752).

13.) Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).


Консультант Плюс: Примечание.
Федеральным законом от 20 04 2007 № 56-ФЗ аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Вопросы, рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре аккредитации образовательных учреждений.


14.) Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения. Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет. Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием. Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49). Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящею аттестацию органа. В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию. Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным. Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) (п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

14'.) Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) (п. 14' введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

15.) Учреждение может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляющие полностью или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные структурные подразделения. Филиалы (отделения) проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения, (п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752)

16.) Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях: развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом, (п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

17.) Учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от07.12.2006 №752) При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18.) Ликвидация учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752)

III. Основы деятельности

19.) Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

20.) Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

21.) Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, но согласованию с друг ими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.

22.) Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.

23.) Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей), (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 №212)

24.) В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752)

25.) Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие) *
* Далее именуются — объединения.

26.) Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

27.) Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа но месту жительства, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752).

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

28.) В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объединения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

29.) Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором.

IV. Участники образовательного процесса

30.) Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители), (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

31.) Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.

32.) При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 .№ 212)

33.) Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

34.) Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

35.) К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

36.) Отношения работника учреждения и администрации ретируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

37.) Педагогические работники учреждения имеют право на:
 - Участие в управлении учреждением;
 - Защиту своей профессиональной чести и достоинства;
 - Свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся; 
 - Социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.

38.) Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), (п. 38 в ред. Постановления Правительства РФ от ) 0.03.2009 № 216)

V. Управление и руководство

39.) Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения, (п. 39 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

40.) Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 №212).

Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органами местного самоуправления.

41.) Директор учреждения:

  • Планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения;

  • Несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

  • Осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;

  • Утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;

  • Распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

  • Представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
    42. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 212.
    43. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 212.

VI. Имущество и средства учреждения

42.) За учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного. социального и иного назначения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

 Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование, (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.1997 № 212, в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 № 470).

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускаемся только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

43.) Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212)

44.) Деятельность учреждения финансируется ею учредителем, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

  • Собственные средства учредителя;

  • Бюджетные средства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752) имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом);
    Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 № 752;

  • Добровольные пожертвования физических и юридических лиц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752);

  • Средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг;

  • Доход, полученный от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752).
    Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.12,2006 № 752;

  • Другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.

45.) Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке, {в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

46.) Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

47.) Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02,1997 № 212).
Абзац исключен. Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 № 752.

48.) Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

49.) Исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 № 752.

52.) Исключен. - Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 212.


Оксана Викторовна Чуракова,
руководитель управления реализации
общеобразовательных программ министерства
образования и науки Самарской области
.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Система дополнительного образования детей является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей за пределами основных образовательных программ.

В 2008 году государственной системе дополнительного (внешкольного) образования детей исполнилось 90 лет. За долгий путь развития дополнительное образование внесло несомненный вклад в воспитание многих поколений нашей страны. Дополнительное образование вывело в жизнь тысячи ученых, деятелей культуры и искусства.

В Самарской области в 350 учреждениях дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности занимается около 270 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, из них:

  • 191 учреждение подведомственно министерству образования и науки Самарской области. Количество обучающихся - 247 674 человек;

  • 111 учреждений — подведомственны министерству культуры (из них 48 - детских школ искусств, 47 - музыкальных школ, 14 — художественных школ, 2 - хореографические школы). Количество детей - 26 857;

  • 5 - подведомственны министерству спорта, туризма и молодежной политики (из них 1 - государственное учреждение специализированная ДЮСШ, 4 - школы высшего спортивного мастерства), количество воспитанников — 6 800.


Количество учреждений дополнительного образования детей

При этом в учреждениях системы образования заняты 88% обучающихся (247 674 человек) от общего числа занимающихся в системе дополнительною детей.

Для справки охват в других учреждениях:

  • 9.6% - министерство культуры;

  • 2,5% - министерство спорта, туризма и молодежной политики;

Количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования

К характерным особенностям современного дополнительного образования детей в Самарской области можно отнести следующие факторы, подтверждающие его важнейшую роль в реализации образовательной политики региона, воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения, предупреждении асоциального поведения и вредных привычек:

  • Широкое социальное партнерство дополнительного образования детей с организациями, учреждениями, органами управления молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта, общественными организациями и др.;

  • Интеграция общего и дополнительного образования (организация научно-творческой деятельности, социального проектирования, районных, городских массовых мероприятий);

  • Высокая занятость школьников области в детских объединениях УДОД, профилактика преступлений, безнадзорности, правонарушений;

  • Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в образовательный процесс, что повышает личностно развивающую, практическую, профессионально ориентированную значимость этого вида образования;

  • Реализация социальных заказов разных уровней (родителей, организаций, местного сообщества) с учётом социально-экономических потребностей территории;

  • Стабильное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, которые значительно способствуют их компетентностному росту.

В прошедшем учебном году продолжалась работа по оптимизации областной сети учреждений дополнительного образования детей с целью рационального распределения ресурсов, использования и укрепления материально-технической базы учреждений. На сегодняшний день сеть УДОД, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, насчитывает 191 учреждение (в 2008 - 196). 6 из которых - государственные, выполняющие функции областных организационно-методических центров. Сеть включает:

  • 91 многопрофильное учреждение;

  • 100 однопрофильных учреждений.

Около 64 % от общего числа воспитанников обучается в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, которые являются центрами организационно-методической работы и организаторами крупных социально значимых муниципальных мероприятий, осуществляют программы гражданского воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей включают:

  • 65 - учреждений физкультурно-спортивной направленности;

  • 21 - учреждение художественно-эстетической направленности;

  • 10 - учреждений научно-технической и спортивно-технической направленностей;

  •  2 - учреждения туристско-краеведческой направленности;

  •  2 - учреждения эколого-биологической направленное.

В прошедшем учебном году большое внимание уделялось обеспечению доступности образовательных услуг.

Охват детей в учреждениях дополнительного образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, составляет 90% от общего количества школьников. Для сравнения, дополнительными образовательными услугами в среднем по России пользуется около 40% детей. В прошлом учебном году охват составлял 86% (254408 чел.). При этом, по данным РИК-76, общее количество учащихся в Самарской области сократилось приблизительно на 9,5 тысяч человек, однако, несмотря на современную демографическую ситуацию, востребованность и популярность данного вида образования растет.

Дополнительное образование продолжает оставаться бесплатным для обучающихся. Региональный норматив финансирования УДОД на 1 обучающегося в 2008-2009 уч. году составил в многопрофильных учреждениях в городе (кроме Самары и Тольятти) - 2572 рубля (в 2008 году - 1584 рубля), в селе - 3732 рубля (в 2008 году - 1965 рублей). Кроме того, в 2009 году норматив бюджетного финансирования на одного обучающегося, ставшего победителем или призером всероссийских и международных конкурсов, состязаний и других мероприятий, увеличен на 50%.

При этом доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, даже в самых востребованных и многочисленных направленностях составила 0,7% (в физкультурно-спортивной) и 1,2% (в художественно-эстетической) от общего количества детей, занятых в системе дополнительного образования.

В целях более полного удовлетворения образовательных потребностей по сравнению с прошлым учебным годом внутри системы дополнительного образования области произошли изменения в соотношении направленностей.


Диаграмма 3

Так, увеличилось количество занимающихся в объединениях следующих направленностей:

  • Естественно-научной (на 200 чел. - 0.8%)

  • Социально-педагогической (на 1435 чел.- 0,8%)

  • Спортивно-технической (на 648 чел. - 0,2%)

  • Культурологической (на 215 чел.- 0,2%).

Незначительно уменьшилось количество детей в направленностях:

  • Научно-технической (на 2000 чел. - 0,4%)

  • Эколого-биологической (на 873 чел. 0,1%).

Существенно снизилось количество занимающихся детей в объединениях социально-экономической направленности (более чем в 4 раза: с 1316 до 303).

Самыми популярными остаются физкультурно-спортивная (38,2%) и художественно-эстетическая (30,1%) направленности.

Увеличение обучающихся по естественно-научной направленности объясняется заинтересованностью вузов в привлечении молодежи посредством. в том числе и дополнительного образования, также тем, что в области идет активная научно-исследовательская деятельность, в которой активное участие принимают учреждения дополнительного образования. Стабильно увеличивается количество обучающихся по культурологической направленности, что можно объяснить повышением интереса в обществе к истокам народной культуры, народному творчеству.

Такое перераспределение вполне объективно и в целом отвечает потребностям рынка услуг, однако по-прежнему достаточно напряженной остается ситуация в техническом творчестве учащихся, в частности, - научно-технической направленности, что в определенной степени связано с необходимостью обновления материально-технической базы объединений технического профиля, и остается одной из ключевых задач министерства образования и науки Самарской области. Тем не менее, важно отмстить, что обновление содержания образования во многом зависит от творческой инициативы, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов, чему следует уделить особое внимание.

В целом систему дополнительного образования детей Самарской области можно охарактеризовать как мобильную.

Это подтверждают и изменения в структуре контингента обучающихся. В частности, за последний год увеличилось количество детей до 6 лет и студенческой молодежи (с 5226 до 7427), что свидетельствует о способности системы закреплять интерес обучающихся к различным видам деятельности, а также обеспечивать преемственность образовательных маршрутов учащихся. Тому подтверждение и увеличение доли дополнительных образовательных программ со сроком реализации от 3-х лет и более (с 34,1% до 38,9%).

Охват детей по возрастам за период с 2007 по 2009 год

В большей степени услугами учреждений дополнительного образования пользуются подростки 10-14 лет. Этот возраст составляет практически 50% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования области, что, несомненно, является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей влияет на профилактику правонарушений и безнадзорности, социальную адаптацию подрастающего поколения.

Охват детей дополнительным образованием по возрастам в 2009 году

Учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни. По итогам 2008 года проведено более 500 конкурсных и социально значимых мероприятий в Самарской области. Данные мероприятия становятся школами общения талантливой молодежи, что способствует установлению межличностных контактов, обогащению социокультурного опыта, и свидетельствуют о социальной составляющей дополнительного образования детей.

На протяжении ряда лет государственные учреждения дополнительного образования детей реализуют около 20 социально-педагогических программ регионального значения. Это такие программы, как:

Художественно-эстетической направленности:

  • Областная программа развития театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды»

  • Областная программа развития детских фольклорных коллективов «Фольклорная деревня Берсстечко»,

  • Областная программа развития детско-юношеской фотографии (в том числе, заочное и дистанционное обучение),

Туристско-краеведческой направленности:

  • Областная программа «Мой край - земля Самарская»

  • Областная программа «Музейная педагогика»

Естественно-научной направленности:

  • Областная программа «Астрошкола» (в том числе, заочное и дистанционное обучение сельских школьников)

Военно-патриотической направленности:

  • Областная программа патриотического воспитания.

Физкультурно-спортивной направленности:

  • Программа оздоровления детей с особыми потребностями и интеграция в социум здоровых людей 13 14

Социально-педагогической направленности:

  • Областная программа профилактики наркомании и вредных привычек «Свежий ветер».

  • Областная программа «Развитие добровольческого движения в образовательных учреждениях»,

  • Областная программа «За ученические советы»,

  • Областная программа детской и молодежной прессы,

  • Областная программа профилактики ДТП, и др.

Примерно 50% этих программ имеют ярко выраженный социальный характер, являются генераторами нового опыта, который вызывает интерес у представителей различных субъектов Российской Федерации и Приволжского Федерального округа.

В настоящее время происходит обновление содержания данных программ, рассматриваются возможности их развития для наиболее активного включения территорий в их реализацию.

Одним из ключевых и перспективных направлений системы дополнительного образования детей остается поддержка и развитие одаренных детей. Здесь сложился определенный подход к работе с одаренными детьми, который состоит из трех направлений:

  • Выявление

  • Поддержка одаренных детей

  • Оказание методической и организационной помощи педагогам, работающим с одаренными детьми.

Система дополнительного образования по своей сути обеспечивает выявление таланта, расширяет сферу его самореализации и предполагает создание благоприятных условий для его профессионального становления.

В работе с одаренными детьми работа ведется на различных уровнях: учрежденческом, окружном и областном. С целью выявления одаренных детей в Самарской области ежегодно проводится более 150 областных конкурсных мероприятий:

  • Областные предметные олимпиады школьников:

  • Научные конференции;

  • Областные фестивали, конкурсы, соревнования различных направленностей.

Итогом данной работы являются многочисленные победы обучающихся учреждений дополнительного образования детей Самарской области на мероприятиях российского и международного уровней. В 2008-2009 учебном году более 500 учащихся Самарской области стали победителями и призерами Всероссийских и международных мероприятий. Более 40 коллективов Самарской области носят звание «Образцовый коллектив».

По итогам реализации приоритетного национального проекта в части поддержки талантливой молодежи в 2008 году в Самарской области 5 воспитанников учреждений дополнительного образования детей были награждены премией Президента в размере 60 тысяч рублей. 26 воспитанников учреждений дополнительного образования детей пол
учили премию в размере 30 тысяч рублей.

Самарская область по итогам 2008 года занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по результативности юных спортсменов. 529 наших юных земляков стали победителями и призерами Всероссийских спортивных соревнований (172 - золото, 155 - серебро. 202 бронзовые), 88 - победителями и призерами Международных спортивных соревнований (31 золото, 32 - серебро, 25 бронзовые медали).

Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на создание условий для воспитания, развития, социализации личности ребенка. В условиях предпрофильного и профильного обучения совершенствование системы дополнительного образования детей становится одним из путей повышения качества общего образования. В связи с этим учреждения дополнительного образования стремятся расширить спектр образовательных услуг, улучшить формы педагогического управления, обновить программно-методическое обеспечение.

На развитие системы дополнительного образования влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей Самарской области работают около 8000 педагогических и руководящих работников, что меньше по сравнению с прошлым годом примерно на 100 человек (в прошлом году - 7900). 60 % от общего количества работников составляю! педагоги дополнительного образования.

Важным фактором уменьшения количества педагогических работников явился и тот факт, что заработная плата работников системы дополнительного образования детей Самарской области, несмотря на введение новой отраслевой оплаты труда, значительно ниже, чем в общеобразовательных учреждениях области.

Заметно выросла доля работников со стажем более 20 лет (с 25,7 до 35,4%) и в возрасте более 50 лет (с 17,2 до 26,9%), при этом доля работников со стажем до 1 года сократилась с 6,3 до 5,1 %. что является тревожным симптомом и требует поиска путей решения проблемы.


Диаграмма 6

Однако уже в 2008-2009 учебном году количество молодых специалистов в возрасте до 25 лет увеличилось с 11 до 12,5%, что внушает оптимизм.

Уровень образования и квалификации педагогических работников по-прежнему остается высоким: 67,5 % имеют высшее образование, высшую квалификационную категорию 22,8 %, 1 квалификационную категорию - 20,8 %.

В области создана система методического сопровождения образовательного процесса учреждений дополнительного образования, осуществляемая государственными учреждениями.

Повышение педагогического и профессионального мастерства работников системы дополнительного образования детей Самарской области осуществляется системно и планово через различные формы: практические, проблемные, авторские, тематические семинары и другие формы обучения.
По-прежнему наибольший интерес у методистов и педагогов вызывают практические формы обучения: стажерская площадка и авторские семинары, которые позволяют слушателям на месте освоить современные педагогические технологии, познакомиться с инновационным опытом лучших учреждений области, наладить творческие связи и деловое сотрудничество с коллегами.

Авторские семинары организуются с целью распространения опыта победителей Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, лауреатов и участников Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».

К положительным факторам развития кадрового ресурса можно отнести возросшую заинтересованность в деле совершенствования профессионального мастерства и активность педагогов дополнительного образования, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах. Об этом свидетельствует их участие в 2008-2009 учебном году в конкурсах профессионального мастерства системы дополнительного образования.

Начиная с 1995 года в областных конкурсах педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» приняло участие более 300 человек. В VII областном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» в 12 номинациях приняло участие 56 педагогических работников системы дополнительного образования детей Самарской области: педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, методисты, педагоги-организаторы.

В VII областном конкурсе кроме традиционных номинаций: художественная, научно-техническая, зоолого-биологическая, физкультурно-спортивная и другие были открыты номинации, являющиеся исключительно региональными: военно-патриотическая, культурологическая, молодые педагоги.

Номинация «Молодые педагоги» была включена в Приоритетный национальный проект по поддержке талантливой молодежи, и лауреат конкурса в данной номинации представлен на получение премии в размере 30 тысяч рублей. На Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» были отправлены документы участников в шести номинациях из восьми. Следует скачать еще об одном конкурсе - Конкурсе методических рекомендаций и пособий по организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях «Растим патриотов России». В региональном Конкурсе в обшей сложности, с учетом территориальных этапов, приняло участие более 500 педагогов образовательных учреждений различных типов и видов. На Всероссийский конкурс было отправлено 8 работ, 7 из которых заняли первые и вторые места в номинациях.

В VIII областном конкурсе авторских образовательных программ приняло участие 82 авторских коллектива из 50 образовательных учреждений дополнительного образования.

Итоги участия самарских педагогов во Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ (2 лауреата и 4 дипломанта) доказывают, что в Самарской области достаточно высокий уровень программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей.

В настоящее время в области реализуются порядка 4400 дополнительных образовательных программ (примерно на уровне прошлого года). При этом стабильно увеличивается доля авторских программ ( с 15,7% в 2006-2007 учебном году до 17,7% в 2008-2009 учебном году), авторской методической продукции, активно ведется работа над созданием учебно-методических комплектов.
Общее соотношение программ представлено в таблице:

Учебный год Типовая Адаптированная Авторская
2006-2007 8,8 % 75,5% 15,7%
2007-2008 10,4% 72,1% 15,5%
2008-2009 10,3% 72% 17,7%

По продолжительности срока реализации преобладают 1-3 годичные программы (более 50%). Это в основном программы базового уровня, охватывающие обучающихся с самым разным уровнем подготовки

 
Учебный год До 1 года 1-3 года От 3-х лет и более

2006-2007

8,3 %

54,5%

37,2%

2007-2008

7,4%

58,6%

34,1%

2008-2009

7,1%

54%

38,9%

Заметен относительный рост количества программ от 3-х лет и более, т.е. профессионально ориентированных, развивающих творческое мастерство, рассчитанных на повышенный уровень образовательных потребностей.

С целью создания условий для устойчивого функционирования и развития системы дополнительного образования детей Самарской области разработан проект Концепции развития дополнительного образования детей и воспитания Самарской области, рассматривается предложение по созданию межведомственной программы развития дополнительного образования детей и молодежи Самарской области на 2011-2015 годы.

Основными направлениями развития системы на 2009-2010 учебный год являются:

  • Сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей и оптимизация системы дополнительного образования детей;

  • Интеграция общего и дополнительного образования;

  • Усиление профилактической функции дополнительного образования;

  • Расширение спектра программ практической направленности и обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

  • Активное включение в среду внешкольной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков асоциального поведения;

  • Внедрение новых педагогических, здоровьесберегающих и информационных технологий, а также расширение сферы услуг для обеспечения доступности, качества, и эффективности системы;

  • Разработка и реализация программ дистанционного дополнительного образования.


ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ,
ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(по состоянию на сентябрь 2009 года)

 

 


На главную, Наверх, Обратная связь


Hosted by uCoz