|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Председатель Правительства
I. Общие положения 1.) Настоящее Типовое положение регулирует деятельность следующих государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:
Консультант Плюс. Примечание. 2.) Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного, (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 №752) 2'.) Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения:
II. Организация учреждения 9.) Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным
органом в заявительном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации, (в
ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 07.12.2006 .№ 752). 10.) Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752) 11.) Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 №752). 12.) Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752). 13.) Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). Консультант Плюс: Примечание.
14.) Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения. Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет. Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием. Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49). Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящею аттестацию органа. В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию. Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным. Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) (п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 14'.) Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании». Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) (п. 14' введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 15.) Учреждение может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляющие полностью или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные структурные подразделения. Филиалы (отделения) проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения, (п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752) 16.) Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях: развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом, (п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 17.) Учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от07.12.2006 №752) При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 18.) Ликвидация учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752) III. Основы деятельности 19.) Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. 20.) Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии. 21.) Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, но согласованию с друг ими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии. 22.) Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей. 23.) Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей), (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 №212) 24.) В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752) 25.) Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие)
* 26.) Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. 27.) Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа но месту жительства, (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 № 752). Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 28.) В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объединения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 29.) Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором. IV. Участники образовательного процесса 30.) Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители), (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 31.) Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе. 32.) При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 .№ 212) 33.) Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 34.) Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение. 35.) К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников. 36.) Отношения работника учреждения и администрации ретируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 37.) Педагогические работники учреждения имеют право на:
38.) Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), (п. 38 в ред. Постановления Правительства РФ от ) 0.03.2009 № 216) V. Управление и руководство 39.) Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения, (п. 39 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 40.) Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 №212). Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органами местного самоуправления. 41.) Директор учреждения:
VI. Имущество и средства учреждения 42.) За учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного. социального и иного назначения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование, (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.1997 № 212, в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 № 470). Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускаемся только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 43.) Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212) 44.) Деятельность учреждения финансируется ею учредителем, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. 45.) Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке, {в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). 46.) Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. 47.) Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие
за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов
и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие
услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами, (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.02,1997 № 212). 48.) Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности, (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212). При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. 49.) Исключен. - Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 № 752. 52.) Исключен. - Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 212. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ Система дополнительного образования детей является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей за пределами основных образовательных программ. В 2008 году государственной системе дополнительного (внешкольного) образования детей исполнилось 90 лет. За долгий путь развития дополнительное образование внесло несомненный вклад в воспитание многих поколений нашей страны. Дополнительное образование вывело в жизнь тысячи ученых, деятелей культуры и искусства. В Самарской области в 350 учреждениях дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности занимается около 270 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, из них:
При этом в учреждениях системы образования заняты 88% обучающихся (247 674 человек) от общего числа занимающихся в системе дополнительною детей. Для справки охват в других учреждениях:
К характерным особенностям современного дополнительного образования детей в Самарской области можно отнести следующие факторы, подтверждающие его важнейшую роль в реализации образовательной политики региона, воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения, предупреждении асоциального поведения и вредных привычек:
В прошедшем учебном году продолжалась работа по оптимизации областной сети учреждений дополнительного образования детей с целью рационального распределения ресурсов, использования и укрепления материально-технической базы учреждений. На сегодняшний день сеть УДОД, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, насчитывает 191 учреждение (в 2008 - 196). 6 из которых - государственные, выполняющие функции областных организационно-методических центров. Сеть включает:
Около 64 % от общего числа воспитанников обучается в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, которые являются центрами организационно-методической работы и организаторами крупных социально значимых муниципальных мероприятий, осуществляют программы гражданского воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности. Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей включают:
В прошедшем учебном году большое внимание уделялось обеспечению доступности образовательных услуг. Охват детей в учреждениях дополнительного образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, составляет 90% от общего количества школьников. Для сравнения, дополнительными образовательными услугами в среднем по России пользуется около 40% детей. В прошлом учебном году охват составлял 86% (254408 чел.). При этом, по данным РИК-76, общее количество учащихся в Самарской области сократилось приблизительно на 9,5 тысяч человек, однако, несмотря на современную демографическую ситуацию, востребованность и популярность данного вида образования растет. Дополнительное образование продолжает оставаться бесплатным для обучающихся. Региональный норматив финансирования УДОД на 1 обучающегося в 2008-2009 уч. году составил в многопрофильных учреждениях в городе (кроме Самары и Тольятти) - 2572 рубля (в 2008 году - 1584 рубля), в селе - 3732 рубля (в 2008 году - 1965 рублей). Кроме того, в 2009 году норматив бюджетного финансирования на одного обучающегося, ставшего победителем или призером всероссийских и международных конкурсов, состязаний и других мероприятий, увеличен на 50%. При этом доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, даже в самых востребованных и многочисленных направленностях составила 0,7% (в физкультурно-спортивной) и 1,2% (в художественно-эстетической) от общего количества детей, занятых в системе дополнительного образования. В целях более полного удовлетворения образовательных потребностей по сравнению с прошлым учебным годом внутри системы дополнительного образования области произошли изменения в соотношении направленностей.
Так, увеличилось количество занимающихся в объединениях следующих направленностей:
Незначительно уменьшилось количество детей в направленностях:
Существенно снизилось количество занимающихся детей в объединениях социально-экономической направленности (более чем в 4 раза: с 1316 до 303). Самыми популярными остаются физкультурно-спортивная (38,2%) и художественно-эстетическая (30,1%) направленности. Увеличение обучающихся по естественно-научной направленности объясняется заинтересованностью вузов в привлечении молодежи посредством. в том числе и дополнительного образования, также тем, что в области идет активная научно-исследовательская деятельность, в которой активное участие принимают учреждения дополнительного образования. Стабильно увеличивается количество обучающихся по культурологической направленности, что можно объяснить повышением интереса в обществе к истокам народной культуры, народному творчеству. Такое перераспределение вполне объективно и в целом отвечает потребностям рынка услуг, однако по-прежнему достаточно напряженной остается ситуация в техническом творчестве учащихся, в частности, - научно-технической направленности, что в определенной степени связано с необходимостью обновления материально-технической базы объединений технического профиля, и остается одной из ключевых задач министерства образования и науки Самарской области. Тем не менее, важно отмстить, что обновление содержания образования во многом зависит от творческой инициативы, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов, чему следует уделить особое внимание. В целом систему дополнительного образования детей Самарской области можно охарактеризовать как мобильную. Это подтверждают и изменения в структуре контингента обучающихся. В частности, за последний год увеличилось количество детей до 6 лет и студенческой молодежи (с 5226 до 7427), что свидетельствует о способности системы закреплять интерес обучающихся к различным видам деятельности, а также обеспечивать преемственность образовательных маршрутов учащихся. Тому подтверждение и увеличение доли дополнительных образовательных программ со сроком реализации от 3-х лет и более (с 34,1% до 38,9%).
В большей степени услугами учреждений дополнительного образования пользуются подростки 10-14 лет. Этот возраст составляет практически 50% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования области, что, несомненно, является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей влияет на профилактику правонарушений и безнадзорности, социальную адаптацию подрастающего поколения.
Учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни. По итогам 2008 года проведено более 500 конкурсных и социально значимых мероприятий в Самарской области. Данные мероприятия становятся школами общения талантливой молодежи, что способствует установлению межличностных контактов, обогащению социокультурного опыта, и свидетельствуют о социальной составляющей дополнительного образования детей. На протяжении ряда лет государственные учреждения дополнительного образования детей реализуют около 20 социально-педагогических программ регионального значения. Это такие программы, как: Художественно-эстетической направленности:
Туристско-краеведческой направленности:
Естественно-научной направленности:
Военно-патриотической направленности:
Физкультурно-спортивной направленности:
Социально-педагогической направленности:
Примерно 50% этих программ имеют ярко выраженный социальный характер, являются генераторами нового опыта, который вызывает интерес у представителей различных субъектов Российской Федерации и Приволжского Федерального округа. В настоящее время происходит обновление содержания данных программ, рассматриваются возможности их развития для наиболее активного включения территорий в их реализацию. Одним из ключевых и перспективных направлений системы дополнительного образования детей остается поддержка и развитие одаренных детей. Здесь сложился определенный подход к работе с одаренными детьми, который состоит из трех направлений:
Система дополнительного образования по своей сути обеспечивает выявление таланта, расширяет сферу его самореализации и предполагает создание благоприятных условий для его профессионального становления. В работе с одаренными детьми работа ведется на различных уровнях: учрежденческом, окружном и областном. С целью выявления одаренных детей в Самарской области ежегодно проводится более 150 областных конкурсных мероприятий:
Итогом данной работы являются многочисленные победы обучающихся учреждений дополнительного образования детей Самарской области на мероприятиях российского и международного уровней. В 2008-2009 учебном году более 500 учащихся Самарской области стали победителями и призерами Всероссийских и международных мероприятий. Более 40 коллективов Самарской области носят звание «Образцовый коллектив». По итогам реализации приоритетного национального проекта в части поддержки талантливой молодежи в 2008 году в Самарской области 5 воспитанников учреждений дополнительного образования детей были награждены премией Президента в размере 60 тысяч рублей. 26 воспитанников учреждений дополнительного образования детей пол Самарская область по итогам 2008 года занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по результативности юных спортсменов. 529 наших юных земляков стали победителями и призерами Всероссийских спортивных соревнований (172 - золото, 155 - серебро. 202 бронзовые), 88 - победителями и призерами Международных спортивных соревнований (31 золото, 32 - серебро, 25 бронзовые медали). Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на создание условий для воспитания, развития, социализации личности ребенка. В условиях предпрофильного и профильного обучения совершенствование системы дополнительного образования детей становится одним из путей повышения качества общего образования. В связи с этим учреждения дополнительного образования стремятся расширить спектр образовательных услуг, улучшить формы педагогического управления, обновить программно-методическое обеспечение. На развитие системы дополнительного образования влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей Самарской области работают около 8000 педагогических и руководящих работников, что меньше по сравнению с прошлым годом примерно на 100 человек (в прошлом году - 7900). 60 % от общего количества работников составляю! педагоги дополнительного образования. Важным фактором уменьшения количества педагогических работников явился и тот факт, что заработная плата работников системы дополнительного образования детей Самарской области, несмотря на введение новой отраслевой оплаты труда, значительно ниже, чем в общеобразовательных учреждениях области. Заметно выросла доля работников со стажем более 20 лет (с 25,7 до 35,4%) и в возрасте более 50 лет (с 17,2 до 26,9%), при этом доля работников со стажем до 1 года сократилась с 6,3 до 5,1 %. что является тревожным симптомом и требует поиска путей решения проблемы.
Однако уже в 2008-2009 учебном году количество молодых специалистов в возрасте до 25 лет увеличилось с 11 до 12,5%, что внушает оптимизм. Уровень образования и квалификации педагогических работников по-прежнему остается высоким: 67,5 % имеют высшее образование, высшую квалификационную категорию 22,8 %, 1 квалификационную категорию - 20,8 %. В области создана система методического сопровождения образовательного процесса учреждений дополнительного образования, осуществляемая государственными учреждениями.
Повышение педагогического и профессионального мастерства работников системы дополнительного образования детей Самарской области осуществляется системно и планово через различные формы: практические, проблемные, авторские, тематические семинары и другие формы обучения.
Авторские семинары организуются с целью распространения опыта победителей Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, лауреатов и участников Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». К положительным факторам развития кадрового ресурса можно отнести возросшую заинтересованность в деле совершенствования профессионального мастерства и активность педагогов дополнительного образования, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах. Об этом свидетельствует их участие в 2008-2009 учебном году в конкурсах профессионального мастерства системы дополнительного образования. Начиная с 1995 года в областных конкурсах педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» приняло участие более 300 человек. В VII областном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» в 12 номинациях приняло участие 56 педагогических работников системы дополнительного образования детей Самарской области: педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, методисты, педагоги-организаторы. В VII областном конкурсе кроме традиционных номинаций: художественная, научно-техническая, зоолого-биологическая, физкультурно-спортивная и другие были открыты номинации, являющиеся исключительно региональными: военно-патриотическая, культурологическая, молодые педагоги. Номинация «Молодые педагоги» была включена в Приоритетный национальный проект по поддержке талантливой молодежи, и лауреат конкурса в данной номинации представлен на получение премии в размере 30 тысяч рублей. На Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» были отправлены документы участников в шести номинациях из восьми. Следует скачать еще об одном конкурсе - Конкурсе методических рекомендаций и пособий по организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях «Растим патриотов России». В региональном Конкурсе в обшей сложности, с учетом территориальных этапов, приняло участие более 500 педагогов образовательных учреждений различных типов и видов. На Всероссийский конкурс было отправлено 8 работ, 7 из которых заняли первые и вторые места в номинациях. В VIII областном конкурсе авторских образовательных программ приняло участие 82 авторских коллектива из 50 образовательных учреждений дополнительного образования. Итоги участия самарских педагогов во Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ (2 лауреата и 4 дипломанта) доказывают, что в Самарской области достаточно высокий уровень программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей.
В настоящее время в области реализуются порядка 4400 дополнительных образовательных программ (примерно на уровне прошлого года). При этом стабильно увеличивается доля авторских программ ( с 15,7% в 2006-2007 учебном году до 17,7% в 2008-2009 учебном году), авторской методической продукции, активно ведется работа над созданием учебно-методических комплектов.
По продолжительности срока реализации преобладают 1-3 годичные программы (более 50%). Это в основном программы базового уровня, охватывающие обучающихся с самым разным уровнем подготовки
Заметен относительный рост количества программ от 3-х лет и более, т.е. профессионально ориентированных, развивающих творческое мастерство, рассчитанных на повышенный уровень образовательных потребностей. С целью создания условий для устойчивого функционирования и развития системы дополнительного образования детей Самарской области разработан проект Концепции развития дополнительного образования детей и воспитания Самарской области, рассматривается предложение по созданию межведомственной программы развития дополнительного образования детей и молодежи Самарской области на 2011-2015 годы. Основными направлениями развития системы на 2009-2010 учебный год являются:
ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ,
|