С   А   М   А   Р   С   К   И   Й
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал  №23
 
 Главная
 Документы
 Технологии
 Позиция
 Олимп
 Психология
 Мы вместе
 Архив
 Контакты

 

ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Наталья Леонидовна Кудряшова,
методист ЦДО «Прометей» Клявлинского
района Самарской области


 СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА ЗАНЯТИЯХ, КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А. Сухомлинский

Педагоги ЦДО «Прометей» исходя из собственного профессионального и творческого потенциала, определяют путь обучения, который позволяет им создать оптимальные условия для достижения детьми успеха.

Над проблемой, как лучше организовать обучение детей, рассуждали многие великие педагоги. К. Д. Ушинский, например, в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» отмечал, что первой заповедью воспитания является необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяют и современные ученые, например, А.С Белкин, доктор педагогических наук, автор книг и статей, посвященных данной проблеме. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать и педагогов нашего Центра. Работая в уникальных условиях дополнительного образования, они четко осознают, что одной из главных целей образования является развитие личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Существует много литературы и публикаций о значении ситуаций успеха, разработаны интересные технологии, а готовы ли педагоги работать так, чтобы не навредить ребенку? Владеют ли они приемами создания ситуаций успеха? Если нет, то как помочь им в решении этой проблемы? В данной статье мы хотим показать, в каком направлении работает методическая служба Центра, пытаясь решить задачу повышения уровня профессионализма педагогов в создании ситуаций успеха. Хотим поделиться своим опытом.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действии в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагог должен ясно осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы педагоги правильно использовали этот механизм, необходимо, чтобы они знали все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Для начала необходимо определиться с понятием.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Ситуации успеха могут быть разных видов:

Предвосхищаемый успех.
В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного педагога заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Последствия несовершившегося чуда бывают трудно предсказуемы. Дети, убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех.
Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех.
Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, — это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех - формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать. Чтобы в полной мере овладеть технологией создания ситуации успеха, педагогу необходимо знать и этапы развития ситуации успеха. Вот какой алгоритм представлен в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»:

  1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.
    Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
    В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

  2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
    Методами решения задачи будут:
    - Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
    - Содержательный контроль (консультации по содержанию);
    - Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.

  3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию, что особенно актуально в учреждении дополнительного образования детей, где существуют объективные и субъективные условия для проявления самости ребенка. Важно, чтобы педагоги сознательно подходили к выбору типа успеха, для этого необходимо знать классификацию ситуации успеха (условная):

«Сбывшаяся радость» - достижение воспитанником успеха, соответствующего его ожиданию (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи). Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.

«Неожиданная радость» -достижение результатов, превышающих ожидания ученика (типично для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями). Задача педагога: убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, применять метод «авансирования» оценки, персональных творческих заданий, давать «шанс» исправиться, отсрочить оценку, не выставлять низкую оценку, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания. «Общая радость» - одобрение всем коллективом высокого успеха ученика со скромными способностями; эмоциональная радость ученика от всеобщего одобрения, от общей коллективной помощи (коллектива и педагога).

«Семейная радость» -разновидность «Общей радости». Это результат активного включения членов семьи в учебную деятельность ребенка. («Работать вместе, но не вместо»), другая форма помощи - контроль и наблюдение, не переходящие в обременительную ненужную опеку, парализующую волю ребенка.

«Радость познания» - чувство редко испытываемое учащимися от самого процесса познания. Закрепление этого состояния путем поддержания интереса, постановки сложных задач; следует одобрять, вдохновлять на углубленное изучение конкретной проблемы.

«Мнимый успех» - удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи; заниженный уровень притязаний, устойчивое неверие в свои силы.

«Опасный успех» - разновидность мнимого успеха: учащийся удовлетворен своими достижениями по трем возможным причинам:

1.) Не хочет выделяться на фоне общей низкой активности коллектива, пассивного педагогического состава;

2.) Не хочет терять дружбу с «представителями оппозиции» коллектива;

3.) Достижение успеха путем использования шпаргалок, подсказывания, списывания, подкупа и т.д.

Чтобы накопленный «успешный» опыт не пропал даром, а стал достоянием многих, предлагаем создать в учреждении «Банк ситуаций успеха» (БСУ).

БСУ - банк или копилка передового опыта, своего рода психологический путеводитель, «решебник» педагогических задач с ответами, «акционерное общество» вкладчиков, которые постоянно пользуются его капиталом.

1.) Первое условие создания БСУ — выбор лидера, взявшего на себя организацию этого нововведения, творческого, активного педагога, проявляющего инициативу и стремящегося поделиться с коллегами своими достижениями и идеями.

2.) Накопление психолого-педагогического капитала.
Мы предлагаем педагогам следующие правила управления успехом на занятии:

  1. Если после занятия у воспитанника возникли вопросы, которые он хотел бы обсудить, поспорить, значит, занятие не оставило детей равнодушными.

  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Стремитесь видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.

  3. Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.

  4. Залогом успеха является благоприятный психологический климат, обстановка жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов при организации деятельности воспитанников на занятии.

  5. Педагог должен уметь удивлять детей.

  6. Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, высказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

  7. Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.

  8. Начало занятия - момент, от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.

  9. Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.

  10. Не забывайте о рефлексии занятия.


Литература:

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991

Психология и педагогика: учебник (под редакцией А. А. Радугина). — М.: Центр, 1999

Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л Лучшие страницы педагогической прессы, №4,2001

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. школа, 1988

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974




На главную, Наверх, Обратная связь

 

Hosted by uCoz