С   А   М   А   Р   С   К   И   Й
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал  №23
 
 Главная
 Документы
 Технологии
 Позиция
 Олимп
 Психология
 Мы вместе
 Архив
 Контакты

 

ПОЗИЦИЯ

Александра Александровна Логинова,
заместитель директора по социально-педагогической
работе Центра внешкольной работы Железнодорожного района
г.о. Самара, Антонина Фёдоровна Затейкина,
главный методист Центра внешкольной
работы Железнодорожного района г.о. Самара

 


МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
СОЦИУМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГО. САМАРА

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Одна из главных особенностей системы дополнительного образования детей, а именно ее добровольный характер, обуславливает необходимость постоянной обратной связи с реальными и потенциальными потребителями ее услуг - детьми и их родителями, мониторинга соответствия её состояния интересам и потребностям социума.

Каковы сегодня потребности потенциальных потребителей услуг (детей и их родителей), которые может удовлетворить наше образовательное учреждение дополнительного образования детей? Попытка осмысления данной проблемы привела нас к необходимости проведения исследовательской работы в данном направлении.

Исходя из этой необходимости, а также для организации более эффективной работы ЦВР. Железнодорожного района г.о. Самары в январе 2009 года сотрудниками организационно-методического отдела Центра был проведён анкетный опрос среди детей и родителей, проживающих в Железнодорожном районе. Всего было опрошено 209 учащихся 5-11 классов и 174 родителя детей в возрасте от 4 до 16 лет.

Результаты опроса показали, что система дополнительного образования детей остро востребована потребителями. Так 85,2% (от общего числа опрошенных) учащихся отмечают необходимость существования различных кружков и секций для детей своего возраста. Большинство родителей (84,1%, от числа ответивших на вопрос) также считает, что занятия в кружках и секциях необходимы сегодня детям. При этом родители считают, что в первую очередь организацией досуга подростков и молодёжи должны заниматься они, во вторую - специальные учреждения и организации, в третью - сами дети и только потом школа и детсад. Дети же в организации своего досуга ставят специальные учреждения на первое место.

О существовании в районе специальных центров и клубов знают 89,1 % родителей и 83,3% детей (от общего числа опрошенных).

Какие же центры, клубы и коллективы района известны родителям и детям? На этот вопрос ответило 64,9% родителей и 70,3% учащихся (от общего числа опрошенных). Респонденты указали следующие клубы и центры:

Таблица № 1.

 Основные центры, клубы и коллективы района, известные
детям и родителям (в % к общему количеству опрошенных)

Клубы и центры Дети Родители
ЦВР 29,2 33,3
Клуб "Огонек" 5,3 16,7
Музыкальные школы 5,7 6,8
СК "Локомотив" 5,7 4,6
Спортивные школы, секции 9,1 4,6
СЮТ 4,3 2,9
Школа искусств 0,5 2,9
Школа в которой учится ребенок 3,8 2,9
Клуб "Мастерок" - 1,7
"Солнышко" - 1,7
Клуб "Лидер" 6,7 1,7
ЦХТ "Восход" - 1,7
Клуб "Алые паруса" 0,5 1,7
Художественная школа "Радуга" 2,9
Бассейн 1,0 1,1
Клуб "Улий" 0,5
Клуб "Твои друзья" 4,3 1,1
Клуб "Фантазеры" 1,9 0,6
Художественные школы (№1 и др.) 1,9 -
Хореографическая школа, танцевальные студии -
Театральные студии 1,4 -
Филейно-гипюрная вышивка 1,4 -

Следует отметить, что на дополнительные базы функционирования детских объединений ЦВР и его коллективы указали 24,7% родителей и 25,4% детей (от общего числа опрошенных).

По данным опроса 87,9% родителей отметили, что их дети занимаются в различных кружках и секциях. Среди детей эта цифра составила 89,1% (от общего числа опрошенных).

Большинство родителей  (85,7%), чьи дети не занимаются в УДО (потенциальных потребителей услуг), хотели бы этого. Среди детей такое желание выразили только 48,1 % школьников 5- 11 классов.

Все родители (100%), чьи дети не занимаются в УДО, ответили на вопрос о том, в каких кружках и секциях они бы хотели, чтобы занимался их ребенок. Среди детей эта цифра составила 88,5% (от общего числа детей, не занимающихся в кружках). По основным направлениям деятельности УДО данные распределились следующим образом:

Таблица 2

Направления деятельности УДО и кружки, выбираемые потенциальными потребителями (в % к общему количеству ответов на вопрос)

Направление, кружок Дети Родители ЦВР*
Эстетическо-художественное 32,5 27,3 33,6
Спротивно-оздоровительное 40,5 59,1 6,0
Декоративно-прикладное - 4,5 22,2
Военно-партиотическое - - 0,8
Туристико-краеведческое 2,7 - 1,6
Техническое 5,4 - -
Эколого-биологическая - - 3,7
Социальной адаптации 10,8 9,1 19,3
Культурологическое - - 10,8
Углубленное изучение общеобразовательных предметов - - -
Комплексное раннее развитие - - 2,0
Иностранные языки - - -
Компьютер 8,1 - -
Другие - - -
ИТОГО 100 100 100

* Данные о распределении детского контингента ЦВР по основным направлениям работы учреждения в 2007- 2008 учебном году приведены в таблицах №2 - №4 для получения сравнительной информации о предпочтениях детей и родителей.


По мнению родителей, приоритетными направлениями работы УДО должны быть, прежде всего, кружки и секции, направленные на физическое и духовное развитие детей (78,7% от общего числа опрошенных). На второе место родители поставили кружки и секции, формирующие профессиональные ориентации ученика (23,6%). На третье - молодежные объединения, подростковые клубы, в которых дети могли бы общаться и заниматься совместной деятельностью (22,4%). Далее идут кружки по углубленному изучению школьных предметов (16,7%) и по подготовке детей к школе (5,2%).

Родителям было предложено высказать мнение о том, чем, на их взгляд, хотели бы заниматься их дети. Распределение ответов приведено в таблице № 3.

Детям также было предложено высказать свое мнение о том, какие кружки, секции и т.п. нужны современной молодежи. Распределение ответов в соответствии с основными направлениями деятельности УДО приведено в таблице №3:

Таблица №3

Основные направления деятельности УДО, кружки и секции по степени привлекательности для детей (в % к общему количеству ответов на вопрос)

Направление, кружок Дети Родители ЦВР
Эстетическо-художественное 34,2 39,3 33,6
Спротивно-оздоровительное 28,4 27,3 6,0
Декоративно-прикладное 4,7 9,5 22,2
Военно-партиотическое 1,8 - 0,8
Туристико-краеведческое 3,2 - 1,6
Техническое 2,5 - -
Эколого-биологическая 3,3 3,6 3,7
Социальной адаптации 5,6 2,4 19,3
Культурологическое 1,6 - 10,8
Углубленное изучение общеобразовательных предметов - 1,2 -
Комплексное раннее развитие - - 2,0
Иностранные языки 5,9 6,0 -
Компьютер 6,8 8,3 -
Другие 2,0 2,4 -
ИТОГО 100 100 100

Для более полного представления о соответствии услуг, предоставляемых ЦВР, потребностям жителей района, родителям и детям было предложено выбрать из реальных и потенциальных кружков и секций ЦВР наиболее предпочтительные для них. По основным направлениям деятельности результаты распределились следующим образом:

Таблица №4

Основные направления деятельности ХДО, кружки и секции по степени привлекательности для детей и родителей (прожективная ситуация) (в % к общему количеству ответов на вопрос)
Направление, кружок Дети Родители ЦВР
Эстетическо-художественное 30,9 43,8 33,6
Спротивно-оздоровительное 28,7 18,0 6,0
Декоративно-прикладное 8,7 8,6 22,2
Военно-партиотическое - - 0,8
Туристико-краеведческое 3,0 1,9 1,6
Техническое 1,1 0,9 -
Эколого-биологическая 6,0 1,6 3,7
Социальной адаптации 9,8 5,2 19,3
Культурологическое - - 10,8
Углубленное изучение общеобразовательных предметов 1,2 1,4 -
Комплексное раннее развитие - 3,0 2,0
Иностранные языки 4,2 10,5 -
Компьютер 6,4 5,1 -
ИТОГО 100 100 100

Следует отметить, что в набор предоставляемых ЦВР услуг входят все основные направления, характерные для многопрофильных УДО. Основной набор коллективов рассчитан на детей, начиная с 5 класса.

Лидерами по посещаемости являются следующие направления: эстетико-художественное  (33,6%), декоративно-прикладное (22,2 %), социальной адаптации (16,4 %) и культурологическое (10,8%). Мало представлено спортивное направление (6,0%) и практически не представлено военно-патриотическое (0,8%).

Кроме того, статистика посещаемости ЦВР показывает, что при большом спросе на спортивные секции это направление занимает лишь пятое место по посещаемости, причем значительно отставая от художественно-эстетического направления, занимающего первое место. Этот факт, вероятно, можно объяснить тем, что окружающий социум составляет конкуренцию ЦВР в привлечении потребителей услуг дополнительного образования в рамках данного направления. Дети и родители выбирают специализированные учреждения спортивного направления, где можно получить более профессиональную подготовку (СК «Локомотив», спортивные школы, расположенные как на территории Железнодорожного района, так и в близлежащих районах города и т.п.).

Вызывает интерес второе место по посещаемости декоративно-прикладного и четвертое место культурологического направлений, так как они слабо заявлены в потребностях детей и родителей на услуги УДО. Вероятно, опыт работы этих направлений следует изучить и по возможности распространить на другие направления деятельности ЦВР.

В заключение следует отметить, что набор услуг, который является наиболее востребованным у детей и родителей, подтверждает картину, данную многими другими исследованиями. Из традиционных направлений дети хотят заниматься в спортивных секциях, хореографических, музыкальных и художественных школах. Актуальными остаются занятия в компьютерных клубах и клубах иностранных языков. Набирает силу направление социальной адаптации, в рамках которого дети могут научиться общению, сформировать и развить свои лидерские качества, и получить начальную профессиональную подготовку. Все это необходимо для их успешного жизненного самоопределения.

Подводя итог работы по исследованию востребованности деятельности нашего образовательного учреждения, можно сделать вывод, что сегодня, как никогда, детям и их родителям необходимо получение качественного дополнительного образования, которое отвлекало бы подростков от негативного влияния уличной среды.


На главную, Наверх, Обратная связь


Hosted by uCoz