С   А   М   А   Р   С   К   И   Й
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал  №23
 
 Главная
 Документы
 Технологии
 Позиция
 Олимп
 Психология
 Мы вместе
 Архив
 Контакты

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Наталья Евгеньевна Улитина,
заведующая отделом декоративно-прикладного
творчества МОУ ДОД Центра внешкольной работы
Железнодорожного района го. Самара,
Елена Александровна Воловельская,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Центра внешкольной работы
Железнодорожного района го. Самара


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(из опыта работы педагога дополнительного образования Воловельской Е.А.)

В настоящее время в России происходит перестройка образования. Возросли требования к личностным, социально значимым качествам человека, таким как социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В современных условиях особенно остро встаёт вопрос о социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Глухому ребёнку ещё сложнее найти своё место в жизни. В ЦВР Железнодорожного района по. Самара на протяжении многих лет создаются условия для адаптации слабослышащих детей. В коллективе «Творчество» по декоративно-прикладной работе с соломкой, где через обучение определённому виду искусства и через общение определяются способности и наклонности детей, приобретаются первые навыки социального и профессионального опыта, происходит приобщение к национальной культуре своего народа.

Вот уже на протяжении 30 лет руководитель коллектива «Творчество» Воловельская Е.А. занимается реабилитацией глухих школьников. После окончания дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена Елена Александровна смогла успешно организовать кружковую работу; чтобы решать комплексные задачи.

Наблюдения и исследования психологов и дефектологов (Н.Г. Морозова, 1963; Э.К.Гульянц 1970; К.М.Романова, 1967) свидетельствуют о невозможности обучения и воспитания аномальных детей, о трудности их развития без пробуждения у них интереса к окружающему и к их собственной деятельности.

Воловельской Е. А. разработана и апробирована методика социальной адаптации глухого ребёнка к жизни в обществе в процессе общения со слышащими детьми и взрослыми. Успешно ведется профессиональная ориентация детей-инвалидов по слуху.

Технология работы с соломкой хорошо известна. Опыт Воловельской Е.А. неоднократно представлялся на различных уровнях. На наш взгляд, новизна данного педагогического опыта проявляется в выборе дидактических методов, позволяющих глухому ребёнку выступать инициатором деятельности на заключительных этапах, приобретать навыки самостоятельной творческой работы, что формирует волю, интеллект, речь, эмоции.

Использование на занятиях компьютерных технологий позволяет педагогу наилучшим образом достигать поставленных целей.

Для эффективного обучения в кружке или мастерской необходимо знать психологию и физиологию глухого ребёнка, методику работы.

Но развитие интереса у детей - это не только задача педагога, а основной путь для решения комплекса задач успешного воспитания глухого ребёнка. В мастерских дети знакомятся с лучшими традициями народного искусства. Работа в кружках по прикладному творчеству приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны. Здесь им обеспечиваются необходимые условия для:

  • Формирования восприятия;
  • Личностного развития;
  • Развития его творческого потенциала;
  • Адаптации личности глухого ребёнка к жизни в обществе;
  • Развития речи в процессе деятельности;
  • Организации содержательного досуга;
  • Профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка.

Там, где речь идёт о глухих детях, задача формирования восприятия, т.е. сенсорного восприятия, и тесно связанная с ней задача формирования представлений приобретает ещё большее значение.

Психологические исследования (А.А. Вагнер, А.П. Розова, Т.В. Розанова, И.М. Соловей, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.) показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений. Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей. Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребёнком не запоминается.

В процессе обучения детей младшего возраста обследованию предметов особо выделяется роль обводящего движения, которое первоначально осуществляется непосредственно по контуру предмета, затем оно начинает происходить на некотором расстоянии от него и при этом направляется зрением. Именно это обводящее движение ребёнок и должен воспроизвести на плоскости бумажного листа, чтобы получить изображение - графический образ предмета. Оно же помогает осуществить сравнение объёмной формы предмета с плоскостной геометрической формой - эталоном. Иными словами, двигательное восприятие и моделирование ребёнком формы путём обведения рукой контура являются промежуточным этапом и связующим звеном между обследуемой формой и плоскостным эталоном. В процессе восприятия у ребёнка постепенно накапливается известная сумма зрительных, двигательных, осязательных, а затем и графических образов. Его чувственный опыт существенно обогащается. Но на этом не заканчивается работа по сенсорному воспитанию.

Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Накопление образов должно осуществляться в непосредственной связи со словом. Работа должна строиться таким образом, чтобы на определённом этапе в ответ на слово у ребёнка возникали достаточно четкие образы. Со временем он овладевает умением рисовать, лепить, вырезать аппликации по представлению.

Формирование эстетического восприятия теснейшим образом связано с развитием восприятия вообще. При этом имеется в виду умение воспринимать предмет в целом, а затем и его отдельные свойства.

Эстетические чувства и эстетическое восприятие не могут развиваться без ознакомления детей с лучшими произведениями искусства: картинами, скульптурой, народными игрушками и поделками. В ходе занятий по аппликации из соломки формируется восприятие формы, величин, пространственного расположения предметов, чувство цвета, ритма и т.д. В процессе занятий в кружке ребёнок знакомится с народными орнаментами, учится рисовать и составлять их из геометрических фигур, что позволяет развивать творческую активность глухого ребёнка. Наиболее сложным познавательным процессом является мышление. У глухих детей, овладевающих речью в более поздние сроки, чем их слышащие сверстники, наблюдается наибольшее своеобразие в развитии именно этого процесса. Согласно учению психологов действия с предметами являются начальной ступенью формирования у ребенка умственных действий. Педагог обращает внимание на формирование таких важных мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и классификация объектов. Эта работа проводится сначала на уровне практического оперирования с реальными предметами и их частями, а затем переводится в речевой план и обобщается в слове.

Так, работа над некоторыми изделиями начинается с того, что учащиеся знакомятся с готовым образцом изделия. В этих случаях учащимся предлагается выделить и назвать основные части изделия, чтобы потом, на основе проведённого анализа, составить план работы, определив очерёдность изготовления частей и всего изделия в целом.

Педагог стремится научить всех детей анализировать образцы изготавливаемых изделий, поскольку операция анализа имеет общее значение для деятельности, так как именно из неё вырастает столь важное интеллектуальное умение, как планирование своей деятельности, предвосхищение её результата.

Большую возможность для активизации общения ребят дают работы в бригадах. В начале обучения в кружке обязанности бригадира очень просты: раздавать необходимые для работы материалы и инструменты, следить за дисциплиной, следить за аккуратным и правильным выполнением задания и сообщать педагогу о результатах работы в бригаде в форме отчёта. Постепенно функции бригадиров расширялись, и они начинали руководить непосредственно работой членов своей бригады, распределять между ними обязанности при выполнении кокой либо общей работы и т.д. В конце занятия бригадиры давали отчёт о проделанной работе бригады. В конце занятия мы всегда обсуждали выполненную работу. Занятия педагог старается планировать таким образом, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянутой.

Дети младшего возраста быстро утомлялись при таких видах работы, как резание на коленца и глажение соломки, поэтому при однообразной работе хорошо использовать соревнования между бригадами или отдельными детьми. В конце занятия подводились итоги соревнования: бригадиры подсчитывали количество нарезанных или разглаженных соломок. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и повысить ее качество. Эта форма работы имеет развивающее и воспитательное значение. Она дисциплинирует ребят, воспитывает умение работать коллективно, даёт возможность сильным организовать помощь слабым ученикам, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений и взаимопомощи. Словарный запас детей значительно расширился. Детский коллектив сформировался, появилось свое название, традиции и т.п. На школьных выставках демонстрировались работы наших воспитанников.

Необходимо помнить, что труд ребят должен быть общественно полезным, поэтому той или иной работе следует иметь практическое назначение. Эту задачу мы начали решать на втором этапе развития кружка. Продолжалось формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности, правил и приемов выполнения раз- личных операций при условии большой самостоятельности. На этом этапе шло дальнейшее обогащение словаря детей. Процесс выполнения работы постоянно усложнялся. К освоенному способу работы с соломкой на первом этапе добавилось мозаичное выполнение аппликаций. Чаще всего в своей практической работе используется объемная аппликация, выполненная детальным способом.

В течение многих лет городские смотры детского творчества среди коррекционных школ проходили в родных стенах. Педагоги и ребята из других школ не имели возможности увидеть и оценить работы других коллективов. В Центре внешкольной работы была поставлена задача - выйти из стен коррекционных школ, участвовать в выставках на равных условиях среди учащихся общеобразовательных школ с целью адаптации глухих в обществе слышащих сверстников. Глухой ребенок должен чувствовать себя равным членом общества. Первый наш «выход в свет» проходил в Центре детского творчества. В итоге кружковцы стали победителями смотра и были награждены грамотами и подарками. Местные газеты напечатали фотографии с работами кружка, представленными на выставке. Первая большая выставка коллектива проходила в Областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина.

Участие в выставках позволяет расширить кругозор ребят, способствует социальной адаптации глухого ребенка в процессе общения со слышащими детьми.

Занятия в коллективе «Творчество» развивают и воспитывают ребят всесторонне. Здесь они проходят подлинную школу труда и творчества. Учащиеся чувствуют себя людьми творческого поиска и в плане конкретной работы, и в плане перспектив: ведь успех приходит там, где торжествует творчество и увлечение.


На главную, Наверх, Обратная связь

 

Hosted by uCoz