САМАРСКИЙ
ВНЕШКОЛЬНИК
Информационно-методический журнал

№24
Февраль 2010 г.

 

КОПИЛКА ИДЕЙ


65-летию Великой Победы посвящается
 

Составитель: Ольга Анатольевна Маргина, библиотекарь-библиограф информационно-методической библиотеки ГМОУ ДОД СДДЮТ

ПАМЯТЬ СЕРДЦА
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по подготовке и проведению мероприятий,
посвящённых 65-летию Великой Победы
 
для учителей, педагогов-организаторов,
педагогов дополнительного образования, методистов
 
Библиотеками, школами, учреждениями дополнительного образования накоплен интересный опыт проведения массовых мероприятий патриотической направленности: встречи с ветеранами, Уроки мужества, Дни воинской славы, тематические уроки по истории и литературе, кинолектории, литературно-музыкальные вечера, библиотечные уроки, уроки-конференции, устные журналы.
Для сегодняшних школьников информация о том, что «9 мая 1945 года окончилась Великая Отечественная война» вызывает неподдельный интерес. Задача организаторов не только вызвать, но и поддержать интерес к героическим страницам истории, к судьбам соотечественников и земляков. А это возможно, лишь затронув чувства молодого человека.

Эмоциональный контакт со зрителем, пожалуй, самый важный момент в любом предприятии, тем более, если это празднование Дня Победы. Понятно желание педагогов донести до молодого человека своё чувство сопричастности этому дню, передать это чувство по наследству следующему поколению.

Что может взволновать на празднике Победы? Наверное, знакомство с непосредственным участником войны. Никакие слова, музыка или чтение стихов не сравнятся с таинством встречи с участниками или современниками войны. У нас пока еще есть возможность устроить эту встречу, не дожидаясь, когда будет поздно. Организовать ее можно по-разному. Традиционная схема выглядит так: сначала — празднична программа, потом — поздравления, слова благодарности, вручение цветов и подарков ветеранам.

Удачные приемы эмоционального контакта встречаются в сценариях, в которых заметно желание постановщика стереть границы между выступающими, зрителями и гостями-ветеранами, объединить хотя бы на время разных людей общностью действа. Так в сценарии «И выстояли, и победили» идея отдать женщинам-ветеранам то, чего они были лишены в годы войны, обыгрывается в символическом дарении подарка: зрители и участники праздника дарят женщинам платки, которые когда-то не смогли подарить им мужья (Басаева Е.И. Выстояли, и победили // Клуб. – 2001. - № 5. – С. 27).

Один из вариантов встречи с ветеранами – это обращение к истории семьи. Семейному альбому. Наверняка событием в жизни ребёнка будет день, когда фотографии прадеда или прабабушки, участников войны, будут в центре внимания участников мероприятия. Такой вариант встречи предлагают учителя литературы С. Руднева и М. Степанова (Россию… нам никак терять нельзя // Литература в школе. – 2000. - № 4. – С. 95-100).

Слова ведущего будут эмоциональнее и убедительнее, если он скажет не о долге, а поделится своими чувствами, передаст свой личный опыт. Такая доверительная интонации, безусловно, вызовет понимание и создаст нужную в данном случае атмосферу сопричастности празднику: “Когда я вижу человека с колодочками наград на лацкане пиджака — за подвиги в той воине, мне хочется уловить в его лице нечто характерное для него в далекой молодости!..” (Учамбрина И. День Победы // Воспитание школьников. - 2000. - № З. - С. 47).

Категория памяти напрямую связана с эмоциями человека. Мы всегда помним того, кого любим. Мы будем помнить ветерана, если на вечере произойдет эмоциональный контакт с ним, мы будем помнить и любить свою историю, если будет принят эмоциональный контакт от прочитанного стихотворения, музыкальных произведений.

Созданию атмосферы праздника, торжественности и значимости события способствует наглядное оформление зала. Особая роль отводится книжным выставкам. Запоминающиеся названия, оригинальное оформление, фотографии, пластинки, личные вещи, размещенные среди книг, позволяют воссоздать атмосферу той эпохи, вызвать чувство событиям давно минувших дней.
Эмоциональное воздействие на слушателя оказывает художественный материал: военная проза и поэзия, правильно подобранная классическая музыка (В. Моцарт, И.С. Бах, песни военных лет, авторская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий), современные песни о войне (аудиозаписи песен группы “Любэ”), живописные работы (П. Пикассо, рисунки Кукрыниксов). Искусство помогает рассказать о войне проникновенно. Возможно, кого-то и оставят равнодушным слова о том, что каждый год люди приносят цветы к Вечному огню в знак памяти и благодарности, но не оставит равно душным надрывистый голос В. Высоцкого.
 
А в Вечном огне —
видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата
 
Один из приемов использования поэтического текста в сценарии — его инсценировка. В военной поэзии появляется особая форма бытования лирического героя, выступающего от имени целого поколения (“Войну опишем просто и правдиво”, “Нас не нужно жалеть..” (С. Гудзенко); (“Наши очи померкли, пламень сердца погас” (А. Твардовский) или представляющего себя в диалоге с однополчанами (“Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” (К. Симонов). Такая поэтическая реальность подсказывает и форму инсценировки — декламация одного произведения несколькими чтецами, по ролям (Гаспаришвили В. И пусть поколения знают // Уроки литературы. 2004. - № 4. - С. 11-14).

Сюжетообразующе подобраны художественные отрывки из сценария И. Учамбриной, в них представлена краткая летопись войны. Вместе с поэтическим словом зритель оказывается у “призывных пунктов”, с учебной ротой кремлевских курсантов идет на фронт и дальше — страшное знакомство с войной, чувства человека, увидевшего совсем близко смерть. А вот уже В. Высоцкий делится в интервью, почему его интересует военная тематика, звучит песня Ю. Визбора “Рассказ ветерана”, заставляют задуматься строки Ю. Левитанского “Ну что с того, что я там был”. Чтобы почувствовать праздник, нужно не присутствовать на нем, а участвовать в нем. Все чаще в библиотеках и школах используются диалоговые формы: диспуты, дискуссии, обсуждения, “круглые столы”. Каждый имеет возможность принять участие в обсуждении, высказать свое мнение.

Игра со зрителем оживит любую программу, даже серьезную. В инсценировке, посвященной юному разведчику Великой Отечественной войны Ване Солнцеву, авторский прием активного зрителя заключается в том, что ведущий предлагает ребятам поиграть в разведчика — расшифровать топографическую карту (Ефремова Н. Слово о юном разведчике // Клуб. - 2001. № 10. - С. 20-21. Сделают программу увлекательной небольшие конкурсы для эрудитов. Можно предложить посоревноваться трем добровольцам на знание произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

В ходе праздника юношей можно увлечь вопросами на знание домашнего хозяйства, стимулируя их участие заявлением: “Готовы ли вы выполнить то, что и солдат?» (Сергеева Н. Эх, дорожка фронтовая // Библиотека. - 2000. № 5. - С. 69-71).

Зритель будет вовлечен в действие, если перед ним поставить проблему для решения. Таким путем следуют авторы урока «Вам терять нельзя”. В ходе мероприятия учащиеся выясняют, что помогло русскому солдату победить в войне, дают определение слову “Родина” (Руднева С., Степанова М. Россию нам терять нельзя // Литература в школе. - 2000. - №4. С. 95-100).

Если вы поставите в начале вечера цель перед аудиторией и сценарий ваш будет ярко эмоционально окрашен (а именно от этого зависит процесс запоминания, как указывают психологи), будьте уверены, в памяти подростка останется след от мероприятия, и останется дело совсем за немногим — за памятью души молодого человека.

Известно, что объединяющим и целебным свойством обладает смех. Конечно, смешного в войне мало, И мероприятия традиционно создаются не смешными: на них произносят серьезные слова, звучит серьезная музыка. Но практика свидетельствует, что серьезный и торжественный настрой мероприятия может быть обеспечен и тогда, когда о войне рассказывают через смех и в сценариях звучат прибаутки, частушки, военные анекдоты, демонстрируются рисунки Кукрыниксов. Юмор всегда помогал человеку в трудные минуты. И сейчас он помогает рассказать не о приукрашенном солдате, а о живом близком нам человеке.

Они вас выдумают снова —
Косая сажень, твердый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать.
Как мы дышали...

Наверное, эти строки появились как отклик на одно из майских торжеств. И в них – ироническая реакция лирического героя на прикрашенную ложь: всем хорош выдуманный образ, да только не дышит!

Поэтому мы желаем вам «дыхания» и любви в вашей творческой работе. Всего вам доброго! С праздником! С Днём Победы!
 
СЦЕНАРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
посвящённые празднованию Дня Победы
  • Александрова С. Низкий поклон вам: Сценарий праздничного огонька ко Дню Победы // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 48-56.
  • Алябина Г. От клинка и штыка до могучих ракет // Читаем, учимся, играем.- 2000. - № 1. – С. 10-13.
  • Ахметова Л.А. Митинг-манифестация молодёжи, посвящённый Дню Победы // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 159-163.
  • Белозерова О. «Поклонимся великим тем годам…: Литературно-музыкальная композиция // Последний звонок. – 2003. - № 1. – С. 15-16.
  • Боброва Л.В. «Далёкому мужеству верность храня»: Сценарий праздника в честь 65-летия Победы // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 8. – С. 63-65.
  • Боброва Л. Вечная слава героям: Сценарий торжественной линейки // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 11-12.
  • Браво В. Флаг нашей Победы: Представление-реконструкция // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 5-16.
  • Весной сорок пятого года: Сценарии, посвящённые Великой Отечественной войне / Ред.-сост. Л. И. Жук.- Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.
  • Гончарова Л.В., Воронина Л. В. Он тогда не вернулся из боя…: Классный час на тему патриотизма // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 6. – С. 38-39
  • Грачёв Л. «Поклонимся великим тем годам…»: Сценарий концерта, посвящённого 60-летию Победы. – Самара, 2005. – 14 с.
  • Демченко И., Смолякова Н. Салют и слава годовщине навеки памятного дня!: Музыкально-поэтический час ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Библиотека. – 2007. - № 3. - 75-77.
  • Ефремова Н. Едем дорогами войны: Спектакль-концерт, посвящённый артистам-фронтовикам // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 57-69.
  • «Жди меня, и я вернусь…»: Сценарии, посвящённые Великой Отечественной войне / Ред.-сост. Л. И. Жук.- Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.
  • Карзникова Л. «Не умолкнет во мне война»: Литературно-музыкальный вечер // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 30-33.
  • Кирилкина Т. Дорогою войны: Сценарий концерта-митинга // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 19-24.
  • Коваленко Н. Жестокая правда войны: Литературно-музыкальная композиция // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 3. – С. 12-17.
  • Кравченко Т. Память хранят живые: Сценарий тематического вечера // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 8-16.
  • Кузнецова Г. На привале: Сценарий конкурсной программы // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 52-59.
  • Луценко Л.А. Героическая поверка, посвящённая Дню Победы // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 156-158.
  • Марченко Н.Н. От Кремля до Рейхстага: Сценарий познавательной игры // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 8. – С. 58-62.
  • Мищенко А. Священная война: Вечер-размышление // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 2. – С. 4-10.
  • «Мой милый, если б не было войны…»: Сценарии, посвящённые Великой Отечественной войне / Ред.-сост. Л. И. Жук.- Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.
  • Опарина Н. «Скорее смерть испугается нас…»: Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящается ленинградцам, пережившим блокаду // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 29-35.
  • Опарина Н. Бессмертие: Сценарий театрализованной литературно-музыкальной композиции памяти героев-молодогвардейцев // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 17-28.
  • Память сердца: Сценарные материалы, посвящённые Празднику Победы / Ред.-сост. Л. И. Жук.- Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.
  • Праздник горький и святой: Материалы, посвящённые Празднику Победы // Побединская Л. А. Ради жизни на Земле: Материалы по патриотическому воспитанию в средней школе.- М.: Сфера, 2003. – С. 6-53.
  • Родькина Е.В. Погибшим слава и слава живым!: Праздник, посвящённый Дню Победы // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 147-155.
  • Смирнягин С. Убейте войну, люди Земли!: Сценарий театрализованного митинга-поминовения // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 4-7
  • Татьянина А.Р., Коваль Д. С. На войне как на войне: Материалы по проведению областной очно-заочной интеллектуальной игры «Эхо времён». – Оренбург: Детство, 2009. – 48 с.
  • Хомская И.В. Как хорошо на свете без войны: Патриотический вечер для учащихся // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 7. – С. 48-50.
  • Шульженко Т. Слава тебе, солдат // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 11. – С. 8-11.

ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ
  • Бончук А. И. Чья молодость закалена в бою: Вечер-встреча с ветеранами Великой Отечественной войны // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С.138-142.
  • Гуськов Е. Память нашу не стереть с годами: Внеклассное мероприятие, проведённое в школе села Блохино // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 36-46.
  • Захарова В. Солдатскому братству верны: Сценарий театрализованного поздравления ветеранов с Днём Победы // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 30-41.
  • Кокшарова А. «Как живёшь, ветеран?»: Пресс-конференция // Классный руководитель. – 2001. – № 1. – С. 124-128.
  • Линькова Т. «Главное, солдаты, Русь жива!»: Сценарий вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны // Клуб. – 2004. - № 1. – с. 24-25.
  • Линькова Т. И. И нам войну забыть нельзя: Сценарий встречи с ветеранами Великой Отечественной войны // Клуб. – 2000. - № 4. – С 22-23.
  • Львова Д. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны // Воспитание школьников. – 2006. - № 2. – С. 28-30.
  • Опарина Н. Всё, что было не со мной, помню: Сценарный план концерта ко Дню Победы // Сценарии и репертуар. – 2009. - № 5. – С. 70-74.
  • Петрич О.И. Наследники Великой Победы // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 133-137.
  • Рожковская О.О. Судьба и Родина – едины // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 94-104.
  • Юрлова Г. Минута молчания: Мастер-класс по подготовке к очередной годовщине Великой Отечественной войне // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 79-88.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • Мальгин А.С. Их подвиг бессмертен: Материал для беседы о Героях Советского Союза // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 7. – С. 4-6.
  • Мальгин А. Сокрушение «восточного вала»: Сражение за Днепр – 60 лет // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 7. – С. 4-8.
  • Осипова Р. У стен Брестской крепости // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – С. 4-11.
  • Подольская Т.Г. День памяти: Посвящен началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 105-113.
  • Чередниченко Т. Вы в битве Родину спасли: Сражениям на Курской Дуге и Днепре – 60 лет // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 5. – С. 4-6.

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ НА ВОЙНЕ
  • Авакян Т.Г. «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?»: Литературная композиция // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 3. – С. 50-54.
  • Война глазами детей: Материалы областного конкурса сочинений. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005. – 208 с.
  • Ефремова Н. Огненная девушка: Сценарий по повести Елены Ильиной «Четвёртая высота» // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 61-75.
  • Ксенофонтова О.Э. «Я видел седых детей...»: Сценарий вечера-воспоминания // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 1. – С. 23-27.
  • Названова Н.В. Пусть сбудутся волшебные мечты, что снились им когда-то в сорок пятом: Театрализованный вечер, посвящённый Дню Победы // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 3. – С. 55-58.
  • Опарина Н.А. Бессмертие: Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти героев-молодогвардейцев // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – С. 40-45.
  • Светлова Г. Маленькие герои большой войны: Сценарий праздника. Посвящённого Дню Победы // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 48-51.
  • Смирнягин С. Сёстры нашей Победы: Тематический вечер для женщин-ветеранов войны // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 25-29.
  • Суляева А.А. «А у тебя устало слёзы льются»: Сценарий, посвящённый материнской доле на войне // Читаем, учимся, играем. – 2005.- № 9. – С. 46-48.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ
  • «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца!»: Стихи и песни военной тематики // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 218-247.
  • Дикая Л. На фронте с поэтом: Литературно-документальная композиция // Библиотека. – 1999. - № 5. – С. 73-75.
  • Знобищева О.В. Сила животворных строк: Урок истории, посвящённый роли книги на войне // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 6. – С. 30-36.
  • Конева Е., Нахиева Н. На войне одной минутки не прожить без прибаутки // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – С. 62-65.
  • Светлова Г. Эх, путь-дорожка фронтовая!: Литературно-художественный вечер, посвящённый встрече с ветеранами // Сценарии и репертуар. – 2007. - № 6. – С. 42-47.
  • Силён народ наш памятью: Сценарии литературно-музыкальных вечеров, концертов, песни, стихи, инсценировки памяти Победы нашей страны в Великой Отечественной войне // Сценарии и репертуар. – 2008. - № 5. – 96 с.
  • Стихи о Советской Армии. – М.: Дет. лит., 1988. – 32 с.
  • Шатилова В. «Фронтовые поэты… ваши жизни война рифмовала…»: Музыкально-поэтический вечер // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – С. 4-14.

МУЗЫКА ВОЙНЫ. ВОЙНА И ИСКУССТВО
  • Баева И. Эх, путь дорожка фронтовая: Литературно-музыкальный вечер // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – С. 66-71.
  • Богданова М. Эти песни спеты на войне // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 5. – С. 10-15.
  • Васильева М.Г. Фольклор в годы Великой Отечественной войны: Урок-панорама // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Вып. 2. – С. 129-132.
  • Петрова О. Художник и война: О. П. Пикассо // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – С. 24-29
  • Рязанцева Л. «Красноречивые в безмолвии»: Экскурс в послевоенную историю, посвящённый судьбе Дрезденской галереи // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – С. 18-23.

 

 

Наверх


Главная, Документы, Поддержка, Контакты
Hosted by uCoz